Ранее в своих 2-х постах я писала о купеческом портрете. Парные и одиночные портреты можно рассматривать подолгу и мечтать - кем были эти люди. Под сводами "Манежа" расположены три большие портретные группы: провинциального купечества, провинциальной знати и духовенства. Эти сословия и в жизни, и в искусстве были отделены друг от друга. И на выставке они занимают разные зоны.
Ранее я рассказывала о купеческих портретах в двух своих постах:
Отдельный пост я хочу посвятить семейному портрету и портретам детским.
Начну с парных портретах купцов Ягодиных. Портреты Ягодиных с детьми, относящиеся к середине XIX столетия, написаны неизвестным художником, и располагает фигуры симметрично: отец с дочерью, мать с сыном. Девочка во "взрослом" платье и с большим ридикюлем в руках, как символом зависимости от отца. Лицо не ребёнка, а взрослого человека. Увы, автор не смог изобразить правильно детский портрет. Но, видно, что отец бережно и нежно относиться к своей дочке. Мальчик изображен с книгами. Его также нежно обнимает мать. До 7 лет дети обычно живут у кормилец и нянек, так как большая детская смертность. А с 7 лет воспитанием начинает заниматься мать, учителя. Он вступает во "взрослую" жизнь, его готовят перенять "дело отца", он должен учиться. Мальчик подпоясан, затянут, у него грустное лицо. Но взгляды матери и сына не направлены в одну сторону, увы. Не сложно догадаться, какие у этих детей перспективы в дальнейшей жизни. Лица детей серьезны. Они понимают важность происходящего, ответственность позирования.
А вот тройные семейные портреты угличских купцов Дорофеевых написаны вновь в традиции «парсуны» (от слова «персона»), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека с натуры, к первым попыткам передать сходство и характер. Автор портретов Николай Мыльников, потомственный художник. Умный взгляд Ивана Андреевича Дорофеева говорит о его профессионализме. Но вид супруги, Агафьи Васильевны, замкнут, напряжен. А портрет дочки, Анны Ивановны (будущей Выжиловой), как маленькая копия мамы, скованная фигура, спрятанная рука, в руках розочка, как символ нежности. Хотя на щечках художник написал лёгкий румянец, всё равно ощущение, что ребенок слегка болен.
А вот "Портрет купеческой семьи" неизвестного автора из Ярославского музея-заповедника выглядит немного как гротеск, шарж. Ссудя по похожести лиц мы можем определить, что в центре глава семейства с супругой в шикарной шали с ширинкой (платком) в руках, как символом покорности, слева от отца два сына младший с сыном и дочкой, старший с женой, и справа дочка с мужем и маленькими детками (сыном и дочкой). Мальчик слева видимо кадет, одет в форму, сестра его в голубеньком нежном платьице слегка стесняется. Детская группа справа выделяется нежным отношением друг у другу, у мальчика в руках игрушечная лошадка.
И совсем по другому смотрится семейный портрет другой купеческой семьи - Щокотовых. Здесь даже два портрета, мужской половины и женской половины семьи. Две работы неизвестного художника из коллекции Смоленского государственного музея-заповедника. Один портрет написан в 1841 года с мужской половиной семьи выполнен как бы двумя художниками. В самом деле портрет попал в музей в ужасном состоянии и была произведена реставрация. А вот вы как думаете, какая часть была отреставрирована. Отец семейства с орденом в петлице, держит на коленях младшего сына в красной рубахе, который опирается на книгу, это похоже на библию, переписанную отцом, держит в руках яблочко. Справа старший сын, у него модная прическа, красивый платок на шее. А с левой стороны портрета возможно старший брат, он какой-то задумчивый, о чём-то задумался, перед ним быстрее всего его дочка (мне почему-то показалось в наряде, похожем на школьное платье). На втором портрете 1844 года купчиха Щокотова с маленьким мальчиком на коленях (возможно это тот же мальчик, что и купца Щокотова на предыдущем портрете). На голове у неё нарядный убор, как символ замужней женщины. Слева видимо старшая дочка в нарядном платье с жемчужным ожерельем, красивыми дорогими серьгами рядом с мужем, нежно обнимающем за шею супругу и дочкой в голубеньком платьице с розочкой в руках, также с красивой серьгой в ухе. С другой стороны за клавесином другая дочка, она с золотой толстой цепью, большими серьгами с задумчивым взглядом, она о чём-то мечтает и смотрит куда-то вдаль. Глядя а оба портрета мы понимаем, что перед нами любящие друг друга люди, достаточно богатые, в современных нарядах по столичной моде.
В этом же зале мы остановимся ещё у двух интересных портретах: "Портрет мальчика с яблоком" и "Портрет мальчика с цветком" неизвестного художника из коллекции Ярославского художественного музея. Мальчик с яблоком напоминает нам маленького старичка с посохом,у него серьезный взгляд. А мальчик с цветком полный здоровья, он улыбается. У мальчиков одинаковые шейные красные платки с золотым рисунком, они походи друг на друга, возможно они братья. Детские портреты висят рядом со взрослыми портретами - возможно это эти же повзрослевшие дети.
На втором этаже на выставке в Манеже портреты дворянских детей и мы можем увидеть, что в провинции семьи дворян могли нанимать более дорогих живописцев. Давайте сравним.
Начнём с двух портретов девочек в красном платье. На вопрос гида сколько лет девочке на портрете Ивана Березина, никто не смог ответить однозначно. Очень взрослое лицо, как у 40-летней взрослой женщины. А в самом деле девочке 3 года. На "Портрете Екатерины Николаевны Тишининой в детстве" - девочка в красном платье сжимает молоденького щегла (без красных перышек) с такой силой, что кажется вот вот и она его раздавит, показывая свою силу. Она возвышается на каблучках, в неестественно стоящих туфельках во взрослом красном платье. Этот портрет прибыл на выставку из Государственной Третьяковской галереи.
А вот второй портрет неизвестного художника из коллекции Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль" "Портет Фелицы Афанасьевны Алябьевой" 1750 года написан как бы в гротесковой форме, опять же как шарф, без преукрас, показывая все изъяны и минусы четырнадцатилетней девушки. Девушка в красивом европейском платье, с веером в руках, с красивым чепцом на голове, с богатым ожерельем, дорогим перстнем с изумрудом и бриллиантами. Сравнивая "Портрет Фелицы Афанасьевны" и "Портрет Афанасия Ивановича Алябьева" сразу видно в кого дочка. На мужском портрете те же пропорции в лице. Он написан также неизвестным художником в 1741 году в железных латах, с развивающимся красным плащом со шпагой.
Парные портреты дворянской семьи Лялиных ничем не отличается от портретов купеческих семей. Немного скованные тела, скромные наряды. Мать обнимает дочь, которая держит нежную розочку. Никаких лишних украшений, скромные наряды. Отец семейства с наградами, цепочкой с часами с модным шейным галстуком.
Самый красивый по моему мнению и нежный - это "Портрет княжны Давыдовой Анастасии Михайловны в детстве". Эту работу художника Николоза Абхази (Николая Апхазева) предоставил Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Перед нами та самая Давыдова, которую мы увидим на портрет Левицкого, будущая смолянка (маленькая девочка в парной портрете).
Есть ещё несколько детских портретов, у которых обязательно надо остановиться и рассмотреть поподробнее. Это портрет сибирского художника Леонтия Станищевского "Портрет Алексея Алексеевича Турчанинова" 1777 года из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Перед нами "маленький наследник" горнодобывающей шахты, он указывает на неё пальчиком, стоит рядом со специальным оборудованием, инструментами горноисследовательных работ, он в дорогой одежде, с золотой пряжкой на поясе, в парике, со шпагой. Ему пророчат будущее владельца горной шахты, но увы, он станет военным, довольно таки успешным.
Следующий - "Портрет девочки" неизвестного художника из Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан. На нём маленькая пухленькая девочка с розовыми щёчками с фруктами и куколкой в руках. От неё прямо пышет здоровьем и весёлости, но увы... как написано на обороте картины, она умерла буквально через пару недель после написания портрета.
Интересен и семейный портрет неизвестного художника из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, где изображён отец с двумя своими детьми. Они очень похожи друг на друга, отец нежно обнимает сына, девочка нежно обнимает отца, на поясе у отца висит печать для сургуча для переписки и ключик быстрее всего от карманных часов. У него в руках какая-то книга. В руках у мальчика какой-то свиток. Задний фон на картине - безмятежное небо, высокое дерево, как бы указывающее на генеалогическое древо, продолжение рода.
Есть еще портрет двух сестёр, которые внешне похожи на эту семью. Это "Портрет двух девочек" неизвестного автора из коллекции Рыбинского государственного историко-архитектурногои художественного музея-заповедника 1820х годов. Девочки также нежно обнимают друг друга, они в нежных нарядах, без всяких украшений.
Рассмотрим семейный портрет дворянской семьи Авдотьи Фёдоровны Повалишиной с детьми. Картина Ефима Спажинского из коллекции Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Мне показалось, что мама держится за голову, вокруг неё три дочери, ей надо их куда-то пристроить... Немного гротесково. Две старшие девочки уже изучают грамоту, одна читает книгу, другая что-то записывает и только маленькая девочка с серьёзным лицом стоит и грустит, понимая, что её ожидает.
А рядом есть немного другой портрет Калмыкова "Аллегорический портрет" из коллекции Нижегородского государственного художественного музея. Женщина на картине держит в руках ленту с надписью "1803 год, Останкино". Третьего февраля 1803 года графиня Шереметева, знаменитая Прасковья Ивановна Жемчугова, родила сына Дмитрия. Ею овладел панический страх, она боялась, что новорожденного могут похитить или убить. Страх был не беспочвенным, она знала, как поступают с «выблядками» – детьми помещиков от крепостных девушек. Их выносят на задний двор и отдают какой-нибудь крестьянке из дальней вотчины, и вскоре они умирают без ухода или если выживают, то сливаются с серой массой крепостных. Возможно, так поступали и с прежними детьми Параши от графа Николая Петровича Шереметева. Родившийся сын по праву был его единственным наследником. Николай Петрович был личностью необыкновенной, по своему характеру он был добрым и скромным человеком. Неизвестно, когда Параша стала любовницей Шереметева. Но, вероятно, всё началось, как обычно бывало в те времена: проходя, барин бросал платок под ноги понравившейся ему сенной девушке или актрисе, и она обязана была принести его в спальню. До Параши в роли такой же фаворитки была певица Анна Изумрудова, да, наверное, были и другие девушки. Актерам и актрисам Шереметьев давал фамилии по драгоценным минералам. Но, увлечение Шереметева Парашей было особым. Она полностью завладела его сердцем своим талантом. Девушка из бедной семьи, живущая с отцом-алкоголиком, единственной отдушиной которой стало пение в хоре, затем она стала актрисой в театре, где её и заметил граф Шереметьев.
На портрете мальчик изображён в трёх аллегорических видах - он в красном кафтане возлежит на разрушенной колонне, как символа разрушенных законов, когда не давали разрешения на женитьбу графа на дворовой девушке, актрисе, порочащей его имя. Второй портрет Дмитрия Шереметьева , как отражение в зеркале, как икона, возвышающего его величие, что он наследник рода Шереметьевых. И только третий мальчик в коричневом кафтане - настоящий Дмитрий Шереметьев. Мать вскоре после родов умирает, поэтому она изображена как богородица в саванне с грустными глазами.
Ещё два немного грустных портрета "Семейный портрет Сазоновых" из коллекции музея изобразительных искусств республики Татарстан и портрет Феодосия Яненко "Мальчик с собакой" из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. На семейном портрете мать семейства в окружении своих детей: сына в военной форме с отличной выправкой и дочери, читающей книгу или рассматривающую семейный альбом. Они все грустят. А "Портрете мальчика с собакой" - ощущение, что между мальчиком и псом есть какая-то тайна, они как бы держаться друг за друга. У обоих очень грустные глаза. Только за друзьями голубое небо с облаками, но облака пройдут, и все будет хорошо. Нам даже не мешают неправильные пропорции ребёнка, большая не пропорциональная голова, взрослое лицо. У собаки человеческие не естественные глаза.
И на "закуску" ещё одна жемчужинка детского портрета - работа Николая Мыльникова "Портрет княжны А.В.Урусовой в детском возрасте" 1827 года из коллекции Ярославского художественного музея. Перед нами девочка со взрослым лицом, в детском плате, подвязанном бантом с сумочкой, символом зависимости от родителей. Большие открытые глаза смотрят как будто на нас.
Мы с вами посмотрели и подглянули в "зеркало" на трехсотлетние портреты, просмотрели как бы историю семейных ценностей.
Если вы ещё не потеряли интерес к выставке, что читайте следующую статью, посвященную портретам духовенства и дворянского сословия.
#манеж #кудапойти #доманесидим #выставка #культурнаяпрограмма #зерцало #искусство #kudago #выходныевпитере #прогулкапопитеру #провинциальныйпортрет