Найти в Дзене
Oksana Smirnova

Портрет в провинции, как он менялся с 18 века. Часть 1 "Купечество"

В Санкт-Петербурге, в Манеже проходит выставка "Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков" до 8 января 2023 года на которую я вам очень советую сходить с экскурсоводом. Нам повезло с нашим гидом, она так воодушевленно рассказывала чуть ли не о каждом портрете, что мы потом долго ещё обсуждали выставку.

Идея выставки принадлежит Павлу Пригар, недавно покинувший пост директора Центрального выставочного зала «Манеж». Это свое­образное продолжение проекта «Христос в темнице», который знакомил петербургскую публику, воспитанную по большей части на классицизме и немного на барокко, с древнерусской деревянной религиозной скульптурой. На этой выставке можно проследить как иконопись повлияла на портрет, и как постепенно художники вносили новшества в свои произведения.

Встречает нас "Вавилонская башня" из "символических рам для зеркал", которые рушатся у основания, но каждый этаж, это этап в развитии, и башня всё ещё стоит.

На первом этаже нас познакомили в портретами провинциальных купцов, в некоторых случаях это парные портреты (правда, на момент когда я была часть парных портретов уже увезли).

После реформ Петра I купечество стало выделяться из общей массы городских обывателей в отдельное сословие. Купцом теперь мог стать не каждый торговец и промышленник, а только тот, кто имел специальное гильдейское свидетельство (платил «гильдию»). Окончательно купечество как сословие оформилось после появления в 1785 году «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». По этому закону каждый независимо от пола, возраста, промысла при условии наличия капитала мог записаться в одну из трёх купеческих гильдий. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии – от телесных наказаний.

Свою статью я разделила на несколько частей, так как мне хочется с вами поделиться всей информацией, которую я узнала на экскурсии. Читайте на моем канале, я поделюсь тем, что знаю. Но, всегда лучше самому один раз увидеть. Может кому-то помогут мои статьи внимательнее рассмотреть портреты, посмотреть в зеркала, увидеть отражение лиц трехвековой давности.

Богатые семейства старались не отставать от столичных купцов и писали портреты своих родных, и благодаря этому мы можем и любоваться их "отражениями", как в "зерцалах". Подсветка на выставке так выстроена, как будто на стене висит большое количество зеркал и мы может заглянуть в некоторые из них.

Портреты у которых мы остановились - это купцы из Углича. Первый портрет неизвестного автора "Портрет Александра Дмитриевича Скорнякова" (первая половина 19 века, из Угличского музея). По фамилию сразу думается - занимается шкурами, шубами, а в самом деле глава семьи торговал самоварами. Не понятное тело, одна рука, по которой понятно, что у купца есть вторая половинка, какая-то заколка на рубашке или галстуке, простой фон, но четко прописанное лицо. Сразу бросается в глаза, что картину писал быстрее всего иконописец, которые принимали "заказы" от прихожан на написание портретов, где было приписано в каком виде и что именно будет на картине, возможно даже не один человек принял участие в написание портрета.

Семейная галерея купцов Кочурихиных - наша следующая большая остановка. Сегодня осталось 6 портретов вместо 7. Но уже на портретах от родоначальника рода и до правнука уже можно проследить, как менялось написание портрета. Писал портреты Сергей Флегонтов, дьякон угличской Николо-Сухопрудской церкви, иконописец, стенописец, позолотчик. Сначала портрет портрет главы семейства - купца Григория Ильича со свитком в руках. Григорий Ильич относиться к старообрядцам, раскольникам, которые в петровские времена платили двойной оброк, так как не желали перейти из своей веры. Грозный взгляд и свиток быстрее всего с правилами указывают на строгий характер героя. В руках его свиток, что говорит о том, что он образованный человек, умеющий читать. Он воспитал так же грамотного сына Федора Григорьевича. Парные портреты с его супругой Фёклы (но этот портрет уже забрали с выставки) написаны в 1785 году Сергеем Флегонтовым. И уже мы видим, как развивается мастерство художника. В руках Федора уже перо, а лежит быстрее всего листок из его работы, который как и отец метался между верой раскольников и православной. Все свои сомнения и духовные терзания Кочурихин излагал в письмах. Сначала они полны "Возражений раскольников Феодосьева согласа" православным, а затем у беспокойного купца и к "федосеевцам" возникают вопросы, видимо, не в последнюю очередь порожденные женитьбой Кочурихина на мещанке Фёкле Розовой (чей портрет уже забрали с выставки), что шло вразрез с учением о безбрачии. Он окончательное возвращение в "лоно Церкви" закрепил письмом под названием "Возражения угличанина Федора Григорьевича Кочурихина к Федосеевскому согласу". Глубокое и трогательное обаяние, исходящее от этой фигуры, помогает лучше ощутить портрет Ф. Г. Кочурихина, написанный в 1785 году Сергеем Флегонтовым. А ведь скоро он станет и городской главой Углича. В Угличе храниться портрет в сюртуке главы, но на выставку его не привезли. Но, зато есть и портреты будущего главы Сурина, остановку у которого мы сделаем позже. Но, вернёмся к купцам Кочурихиным. В 1837 году другой живописец Иван Тарханов пишет уже парные портреты Дмитрия Федоровича и его супруги Рипсимии Тихоновны Кочурихиных. Иван Тарханов - сын угличского священника, автор портретов представителей разных сословий. Талантливый художник подписывался как «живописец, коллежский регистратор». Последний титул ироничен: коллежский регистратор — 14-й, низший чин в российской чиновной Табели о рангах.

И сразу бросается в глаза, что уже на портрете и фон меняется, и стиль написания самого портрета, уже по количеству колец и украшений на женщине, можно узнать о благосостоянии семьи. А также появляются и тяжёлая штора и окно с безмятежными облаками, объединяющее обе картины.

Следующий портрет подписан, как "неизвестный с письмом", но в самом деле это тоже Кочурихин Николай Дмитриевич. Хоть он по стилистики ближе к портрету своего прадеда и деда, но его лицо прописано более точно, уже есть золотая цепь от часов, и на письме стоит собственная печать "НДК", что говорит о богатстве семьи. Он, как и деде и отец возможно тоже работает в городской управе.

А мы сделаем остановку у следующей купеческой семьи, чья глава так же был городской главой Углича - семья купцов Суриных.

Иван Тарханов, я о нём уже писала выше, пишет в 1829 году "Портрет Матвея Сергеевича Сурина" (Угличский музей), так же как парный к нему "Портрет супруги Агриппины Андреевны" (его мы уже не увидели). Предки Суриных (по летописи, составленной Павлом Матвеевичем Суриным) были кузнецами в Заволжской слободе. В 1772 году Сергей Гаврилович Сурин купил лавку в Железном ряду в правобережной части города. После его кончины в 1785 году лавку наследовал его сын Матвей, который в возрасте тринадцати лет вместе с матерью стал торговать в лавке "железным товаром". Бизнес шёл хорошо, и вскоре Матвей с матерью купили уже каменный дом, будущее родовое гнездо. Через много лет он станет городским главой, как позже и его сын Павел Матвеевич. В их семейной галерее (а ныне в Угличском музей) сохранились портреты с разницей в 14 лет в парадных мундирах, жаль, что мы их на выставке не увидим. Портрет Павла Матвеевича на выставке сразу после первой женитьбой парный с супругой Евдокией Дмитриевной Суриной (1829 год).

Павел Матвеевич с платком в руках, значит зависит от своего отца, в современном сюртуке, с модной прической. Первая супруга в европейском платье, вместо платка замужней женщины, головное украшение-бантик. Но через 15 лет в родах умирает первая супруга, не долго погоревав Павел Матвеевич жениться на 26 летней женщине, чей портрет в 1845 году пишет всё тот же Иван Тарханов "Портрет Надежды Андреевны Суриной". Типаж уже другой - кровь с молоком, в свадебном платье, с фатой, но всё также с украшениями (как показатель богатства купеческого рода). Так от портрета к портрету можно проследить жизнь купеческой семьи, и как менялось написание портрета.

Остановимся ещё у парных портретов купцов Пивоваровых. Все парные портреты пишутся лицом друг к другу, с одинаковым фоном, одинакового размерах и пропорции, в одном стиле. В богатом мундире, с наградами перед нами должен был быть портрет ещё одного из городских глав - Василий Андреевич, но его уже забрали с выставки (нам про него рассказывали, портрет я нашла в интернете). Одиноко висит портрет Евдокии Васильевны - супруги, в богатом наряде, с платком в руках, символом зависимости от мужа, с покрытой головой, как положено замужней женщине, с красивым дорогим ожерельем из жемчуга, четко прописанным неизвестным художником, с дорогими серьгами и с дорогими кольцами на руках. Пивоваровы - одна из богатейших купеческих семей. В.А. Пивоваров ещё мальчиком был отправлен в Петербург, где поступил в обучение в купеческую лавку. Со временем сын угличского мещанина стал крупным сукноторговцем. И весьма значительную часть своих доходов он обращал на цели благотворительности, не забывая и родной Углич. Наиболее известными были детский приют и две богадельни, открытые в середине 19 века. Учредителем их стал Почетный гражданин, купец второй гильдии Василий Андреевич Пивоваров. После его смерти дело продолжила его супруга. Пивоваровы - мещане, купцы, потомственные почётные граждане города Углича, занимались скупкой и продажей сельскохозяйственной продукции. Василий Андреевич знаменит не только благотворительностью, получив в Угличе «провинциальное наследство»: старые рукописные и печатные книги, он был увлечённым коллекционером. Именно им была заложена основа отдела редких книг и рукописей библиотеки столичного университета. С самого начала цель его деятельности была ясно осознана, он писал, что собрание старинных книг может «доставить университету плоды, превышающие его ценность» и «должно быть в наибольшем и наилучшем употреблении, служа как преподавателям, так и учащимся». Жаль, что его портрет уже мы не увидели на выставке, но зато много узнали через портрет его супруги.

Следующая остановка у ещё более богатых семействах купцов - Гундоревых и Демидовых. Здесь уже и автор портретов показывает высокое мастерство. Парные портреты Гундоревых выполнит неизвестный художник во второй половине 18 века "Портрет Фёдора Фёдоровича" и "Портрет Авдотьи Михайловны" (портреты предоставила Третьяковская галерея). Фоном служит один из богато украшенных залов с колоннами, богатой драпировкой. Перед нашими красивый статный мужчина, чем-то поход и на графа Орлова или Потемкина, и чем-то на Бенджамина Франклина со 100 долларовой купюры. Купечество - это третье сословие после дворянства и духовенства. И по этим портретом нам это становится понятным без слов. Под рукой у купца не только атрибуты образованности и государственного чиновника, такие как печать для писем, сама переписка, перо в богатой чернильнице, часы на цепочке, бросается в глаза выправка, благородная стать. В руках "Наказ Екатерины второй", как самая дорогая книга, на цепочке медаль Екатерины II. Что мы видим на портрете его супруги - дорогой сарафан в русском стиле, дорогой головной убор, прикрывающий волосы замужней женщины, дорогие украшения, четко прописанные автором, дивный жемчуг, символом чистоты и глубокого благочестия, яблоко - символ плодородия, заморский фрукт-лимон, как символ богатства и чашка с тёмными разводами - это не грязная, а с разводами от кофе, редкого в то время и дорогого напитка. В руках у неё уже нет платка или сумочки, как символа зависимости от мужа, они "на равных". Купцы, осваивавшие новые порядки, стремились подражать образу жизни более привилегированного сословия – дворянству. Они строили каменные дома, одевались исключительно в европейские костюмы, отправляли своих детей учиться за границу. На смену благотворительности приходит меценатство – деньги стали жертвовать на музеи и театры.

Совсем другие парные портреты их земляков - купеческой семьи Демидовых - Силы Васильевича и его супруги, имени которой нет на надписи к портрету пермского художника Ивана Некрасова. Сила Васильевич Демидов, крепостной Строгановых из села Слудка Пермской губернии. Глядя на картину мы видим реку и корабли, и нам становиться понятно, что деятельность связанна с транспортом - и правда, он был караванным приказчиком, сопровождал баржи из уральских предприятий на Волгу, в Нижний и Астрахань, а затем ставший купцом. Символ грамотности - перо и бумага. Супругу звали Анна Петровна, родом из саамской семьи. У неё головной убор замужней женщины саамской национальности. Видно, что по характеру она "закрытый" человек, даже волосы полностью убраны под головной убор, скромные украшения говорят о том, что семья не бедствует, но не так богата, как Гундоревы.

На другой стороне реки Кама мы познакомимся с другим семейством - тамбовскими купцами Кособрюховыми. На выставке в Манеже встретились супруги на картинах художника А.Дурнова - глава семейства "Портрет тамбовского купца Кособрюхова-младшего" (1856, из коллекции Государственного исторического музея) и "Портрет Кособрюховой-младшего" (1856, из коллекции Государственной Третьяковской галереи). Рядом портрет всё того же А.Дурнова "Портрет тамбовской купчихи Кособрюховой" (1952, из коллекции Государственного исторического музея). И только по коллекциям можно судить, что она и сын вместе радуют глаз посетителей, а вот супруге сына не повезло, она удостоилась х чести храниться в третьяковке, но она там одинока. Купеческий портрет – непосредственный, наивный, близкий древнерусской "парсуне" (иконописи), где несовершенство техники восполняется потрясающей, скрупулезной детализацией. Часто художники оставались анонимными. До наших дней такими работами пренебрегали художественные галереи – зато они полюбились историкам и исследователям русского быта. Купеческий портрет стал неким промежуточным звеном между народным и профессиональным искусством. Кем была купчиха и чем торговало семейство я не нашла, но по портрету видно, что она из довольно зажиточной семьи, изображены 2 руки, в руках она сжимает платок, символ зависимости от мужа, голова покрыта каким-то национальным убором, символ замужества, изображена в русском сарафане, значит почитает местные традиции. А мужчину как будто отвлекли от чтения важной книги, он даже заложил пальцем место, где его прервали. Никаких украшений, кроме кольца. Но, какой взгляд... Супруга его в богато украшенной шали, с красиво уложенными волосами, слегка придерживающая платок, с немного томным взглядом любящей жены. Чем занималась семья не важно, важно, что вы можем взглянуть на них, посмотреться как в зеркало, увидеть их взгляд, это хроника одной семьи.

Я расскажу на своем канале еще немного о купцах из провинции, о семейном портрет, о детском, о портретах духовенства и высшего света. Подписывайтесь на мой канал и я буду вашим проводником-гидом по этой замечательной выставке.

#манеж #кудапойти #доманесидим #выставка #культурнаяпрограмма #зерцало #искусство #kudago #выходныевпитере #прогулкапопитеру #провинциальныйпортрет