Европа 1870
Вот жили европейцы себе не тужили и вдруг — бац! Война. Или не война? Нет, поскольку дело в 1870, наверно всё таки война. С другой стороны, продлилась она меньше десяти месяцев. Поэтому может, всё-таки, и не война.
Францией на тот момент правил император Наполеон lll. Ну, так-то начинал он как президент. Но поскольку пользовался, в начале своего президентства, огромной поддержкой избирателей, решил не заморачиваться со всякими «обнулениями» и прочими играми в законность.
Когда срок его президентства (1848 – 1852) подходил к концу, он просто назначил себя императором. Хотя, как водится, обещал не назначать (видеозаписи нет — не докажете) .
Вначале всё шло хорошо, были победы в войнах. Победа в Крымской кампании (1853 – 1856) стала поводом заявить, что Франция — ведущая держава, бесспорный лидер континентальной Европы. Попавшая в фазу «А» кондратьевского цикла экономика радовала подданных новой империи ростом благосостояния.
Тренерские амбиции
Но к 1870 попытки стать лидером на американском континенте (в Мексике) закончилась фиаско. Кризис в экономике (абсолютно нормальный такой, циклический) вызвал недовольство французских граждан. И вот уже супруга Наполеона lll, императрица Евгения (названная так в честь архипелага в заливе Петра Великого ), указывая на сына, заявляет Бонапарту: «Чтобы наш сын был императором, необходима война».
Война ведь штука непростая, требует терпения и времени на подготовку. Если, конечно, нет желания неоднократно жидко обделаться в процессе. Начинать её по причине плохого настроения супруги — плохая идея.
Однако «…черт ли сладит с бабой гневной…». А тот факт, что бабу где-то называют «мадам», ничего изменить не может.
По-хорошему, Наполеону стоило бы поехать с друзьями на рыбалку, сходить в пивнушку… Ну, поступить, как настоящий мужик.
И вот возможно где-то в мысленных метаниях между рыбалкой и пивнушкой французский император узнаёт, что принцу Леопольду предложили стать королем Испании.
Одна бабка принца Леопольда была приемной дочерью Наполеона l, другая бабка — племянницей французского маршала Мюрата.
Но всё это перечеркивал то факт, что фамилия Леопольда была «Гогенцоллерн» (нет, не еврей). Просто фамилия короля Пруссии Вильгельма l тоже была Гогенцоллерн, и он приходился принцу дальней родней.
Гогенцоллерн (Hohenzollern) — это такая рабочая династия, представители которой трудились королями и императорами на просторах Европы. Ну, или предлагали свои услуги, как нынешний кандидат на россиский престол — Георгий Михайлович Романов, он же Гогенцоллерн. Варяжили между делом.
Смертоносный турнир
Уже 6 июля 1870 г. Франция озвучила ультиматум в адрес Пруссии, одобренный императором Наполеоном lll и единодушно поддержанный правительством Франции:
«Франция не позволила бы принцу Гогенцоллерну или любому другому прусскому принцу взойти на испанский престол…..
... Однако, если всё обернётся иначе, при вашей поддержке и поддержке нации мы без колебаний и слабости выполним свой долг».
Здесь мы видим как бы вмешательство во внутренние дела двух государств. Но почему бы стране, являющейся самой великой державой Европы (или типа как бы) не вести себя так?
Король Пруссии Вильгельм l не стал обострять ситуацию и поговорил с принцем Леопольдом.
Тот, как настоящий Леопольд, высказался в стиле «ребята, давайте жить дружно» и отказался от испанского престола.
Но Наполеона было уже не остановить. Новые мундиры для победного парада в Берлине были уже пошиты, белые кони куплены. Лягушек для торжественного обеда в честь победы над Пруссией уже наловили. Поэтому король Вильгельм получает новый ультиматум: он должен гарантировать, что Гогенцоллерены никогда не будут претендовать на испанский трон.
73-летний Вильгельм резонно замечает, что «никогда» это очень долго в принципе и для его возраста в частности. Этого оказалось достаточно, чтобы 19 июля 1870 Франция объявила войну Пруссии.
А чего не объявить? Население Франции почти в три раза больше населения Пруссии. Промышленное и сельскохозяйственное производство на душу населения процентов на двадцать выше. Шнурки поглажены, кокарды начищены. Армия почти полностью переведена на контрактную основу, а ружья — лучшие в мире
Война началась, но пошла как-то слегка не так, как планировали в Париже.
Уже 1 сентября (чуть больше, чем через 40 дней с момента объявления войны) Наполеон lll сдаётся в плен вместе с немалой частью армии.
А с 19 сентября началась осада Парижа, которая продолжалась до его сдачи 28 января 1871 г.
Интриги и расследования (слухи из раздевалки)
Но была ли Пруссия случайной невинной жертвой, которой лишь поддержка болельщиков позволила отстоять свои права и покарать агрессора? Нет.
Канцлер Пруссии Бисмарк лично уговаривал принца Леопольда согласиться стать королем Испании. Он же изменил текст ответа короля Вильгельма l на второй ультиматум французов.
Действия Бисмарка имели целью спровоцировать французов на агрессию. Роль жертвы была необходимым условием, без неё эта война не имела смысла для Пруссии.
Впрочем это никоим образом не снимает ответственности с французских политиков, которые в угоду своим амбициям развязали войну.
Почему-то забыли к ней подготовиться. За эти амбиции пришлось расплачиваться простым людям.
А королевство Пруссия, начинавшееся как захудалое княжество в составе Польши, основало империю ещё до окончания боевых действий. Причем империю настолько прочную, что несмотря на поражение в двух мировых войнах , вошедшие в неё народы никогда не пытались покинуть её.
Как это стало возможным, и почему это невозможно повторить, я напишу в следующей статье.
И да: любые совпадения совершенно случайны.
Продолжение
Автор: #павел_аир , 59 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии