Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Насилие в Новом Завете и миф о добром Иисусе

Оглавление

Является ли Новый Завет жестоким? Оправдано ли убеждение христиан, что Бог Нового Завета является богом любви и прощения, и что он кардинально отличается от бога Ветхого Завета?

Христиане верят, что Новый Завет являет собой качественно новые отношения человека и Бога. Однако в Новом Завете есть своя доля насилия, совершаемого как людьми, так и Богом. Христиане иногда предполагают, что служение Иисуса отразило радикальный сдвиг в природе Бога в сторону мира и любви. Тем не менее, тексты Нового Завета изображают Бога и божий народ как мирными, так и жестокими.

Оскорбления в Новом Завете

Евангелия поощряют публичные оскорбления в отношении иудеев, которые не уверовали в Иисуса. Многие евреи не верили, что Иисус был мессией, поэтому авторы евангелий привели сюжеты, где Иисус оскорбляет их.

Иисус обличает фарисеев
Иисус обличает фарисеев

В Евангелии от Матфея Иисус называют фарисеев лицемерами, слепыми поводырями, слепыми безумцами, змеиным отродьем, также угрожает им наказаниями:

Горе вам, учители Закона и фарисеи! Лицемеры! (Матфей 23:13)
Вы — слепые безумцы! (23:17)
Слепые поводыри! (23:24)
Змеи, отродье змеиное! Вы еще надеетесь избежать осуждения и не попасть в ад? (23:32)

В Евангелии от Матфея Иисус называет иудеев "детьми дьявола":

Вы принадлежите вашему отцу, дьяволу, и хотите исполнить желания вашего отца. (Иоанн 8:44)

Примеру Иисуса следует апостол Павел, оскорбляя жителей Крита:

Даже один из них, их собственный пророк сказал: «Критяне всегда лжецы, злобные звери, ленивые обжоры». И это верное свидетельство. (Тит 1:12-13)
Апостол Павел
Апостол Павел

Про убийство рабов

В Евангелии от Луки есть притча, в которой описывается жестокое наказание раба рукой хозяина - прообраза Иисуса:

Но если тот слуга решит: «Мой хозяин придет еще не скоро» — и станет избивать слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать, то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными. (Лука 12:45-46)

Угрозы Павла и призыв к членовредительству

С угрозами апостол Павел обращается к жителям Коринфа:

Выбирайте сами: прийти мне с розгой или же с любовью и в духе кротости? (1-е Коринфянам 4:21)

В Послании к Галатам он призывает, чтобы люди, вводящие других в заблуждение, вредили своему телу:

Пусть лучше те, кто ввел вас в заблуждение, отрежут себе все! (Галатам 5:12)

Страшный суд

Кульминацией жестокости новозаветного Бога является Судный день, описанный в Откровении Иоанна Богослова. Страницы Откровения изобилуют сценами космических сражений и кровопролития. Например, в 19 главе птицы едят людей на божьем пиру:

И я увидел ангела, стоящего на солнце. Он громко крикнул всем птицам, летающим посреди неба: — Сюда! Собирайтесь на великий пир Бога! Вы будете есть тела царей, военачальников, могущественных людей, тела коней и их всадников, тела всех людей, свободных и рабов, малых и великих. (Откровение 19:17-18)
Страшный суд
Страшный суд

Апостол Павел пишет, что Иисус сначала уничтожит всякого правителя, и лишь затем передаст власть Богу Отцу:

И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу. (1-е Коринфянам 15:24)

Евангелист Лука приводит притчу, символизирующую второе пришествие Иисуса, где последний призывает убить врагов в его присутствии:

А моих врагов, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте прямо передо мной. (Лука 19:27)

В целом, Новый Завет показывает милостивого Бога, если рассматривать его на фоне Ветхого Завета. Однако книга Откровения Иоанна с лихвой компенсирует жестокость новозаветного Бога.