Во второй половине 90-х годов я пришёл от, в общем-то, качественной и сложной музыки к простому и примитивному панк року. На фоне всех моих предыдущих увлечений этот жанр выглядел как какое-то дилетантство, но видимо именно по этой причине он и показался мне привлекательным. Я даже не представлял себе, что так можно играть. И естественно начав изучать жанр подробно, я внезапно выявил, что в однообразной музыке существует масса оттенков и у многих групп есть что-то своё и неповторимое. Начинал я, как и многие другие слушать зарубежный панк рок с такой команды как «Sex Pistols». Тогда же ознакомился с «The Exploited». И возможно на этом бы я и остановился, но друзья выдали десяток других групп. «The Cramps», «The Damned», «Ramones», « Misfits». Ну и начав рыться, я выявил «New York Dolls», «Television» и, конечно же «The Stooges». Здесь можно было бы рассказать о «The Germs» или «The Gizmos», ну или «G.B.H.». А то и вообще откатиться в прошлое и поговорить о моих любимых «MC5», но речь всё же пойдёт о такой группе как «The Clash». Это тот коллектив, который я никогда не мог понять.
По какой-то причине только включив их знаменитый альбом «London Calling» я сразу же заподозрил что-то неладное. Все-таки он слишком длинный и включает в себя излишне много стилей. То есть если рассматривать этот диск как просто альбом в рок музыке, то естественно его можно считать хорошим, но где тут панк рок мне решительно непонятно. И если обратиться к биографии Джо Страммера, то можно многое понять.
Дело в том, что панки 70-х были аутсайдерами. И если брать ту же группу «Sex Pistols», то это и есть образец того каким панк должен был быть. Я веду речь не о музыкальной составляющей, а о жизни музыкантов. Они были нищими людьми, выросшими в жутких условиях. Для этого, в общем-то, панк и был придуман. Он был музыкой, которую играли бедные для бедных.
Джо Страммер собравший группу «The Clash» уж точно не относился к категории бедных слоев населения. Дело-то в том, что он родился в Анкаре, и нет, здесь не будет слезливой истории о семье эмигрантов. Всё куда прозаичнее. Его отец был там по работе и сам Джо вырос среди среднего класса. То есть с точки зрения условного Джона Лайдона он был представителем буржуазии. И если уж глубоко вникать в идеи панков, Джо не мог быть спутником нового движения. Он мог лишь заигрывать с ним, что в итоге и произошло.
«The Clash» были не первой группой, где играл музыкант. Он и начинал раньше, чем многие из волны панков 70-х, да и по возрасту был старше большинства этих панков. Однако попав на концерт «Sex Pistols» Джо необходимые выводы сделал. Он понял, что та музыка, которую он играл в начале 70-х годов, уже устарела и грядет что-то новое. Под это нечто новое он и решил подстраиваться.
Будучи человеком умным Джо не стал бездумно копировать всё то, что увидел и услышал. Он пошёл иным путём. Взяв радикальные идеи в текстах, музыку он всё же решил разнообразить. Собственно по этой причине «The Clash» и умудрились записать альбом, который до сих пор считается одним из важнейших в истории музыки.
По большому счёту никаких претензий к Джо у меня нет. Единственное чего я не понимаю, по какой причине его и группу где он играл, относят к панк року. Он был куда более широким явлением, а заигрывание с панком использовал для сценического образа и для того что бы встроиться в музыкальную индустрию. История стара как мир и подобных примеров мы знаем массу. При этом ещё раз подчеркну, что на выходе мы имеем прекрасный результат. Просто в мои условные тринадцать лет мне его музыка оказалась не близка. Зато сейчас спустя десятилетия я понимаю, что ребята-то делали качественный продукт. И свой след в истории музыки бесспорно оставили.
Относительно же мажорности могу сказать следующее. Джо не виноват в том, где он родился и вырос. Куда занятнее то, что, будучи выходцем из среднего класса он заинтересовался тем, что происходит на самом дне общества. И если бы подобные ему молодые люди в нашей стране чуть больше интересовались проблемами низов, то на выходе мы имели бы совсем другое государство. Но Джо исключение, как в западном мире, так и в нашем. Тем более, сейчас, когда богатство и развлечения возведены в культ.
Напоследок же могу сказать, что влияние группы «The Clash» признавали десятки музыкантов. Ну а то, что в России они так не прижились как «Sex Pistols» не беда. Здесь вообще крайне специфический музыкальный рынок.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.