или Чем отличны (от других) каникулы в Лёрнити?
Каникулы, которые вы действительно запомните, – так мы позиционируем наши программы в пересменке между школьными четвертями и триместрами.
Почему мы не лукавим и чем захватывают и не отпускают программы Лёрнити, заставляя возвращаться в наши пространства, рассказывает руководитель детских и подростковых программ Лёрнити Виктор Абашев, мейкер и человек, который знает, что всякую мечту можно реализовать.
Как появляются идеи для каникулярных смен?
На самом деле идеи есть всегда, и их всегда очень много. Нам безумно нравится придумывать программы, где есть возможность мейкерства, творчества, вызовы самому себе.
Каждый раз мы генерируем 15-20 идей, из них выбираем лишь несколько, к следующей программе генерируем новые и в итоге расстраиваемся, что у нас не так много времени, чтобы все их попробовать.
Наверно, многие смотрели мультфильм «История игрушек», где игрушки оживали и попадали в разные приключения. В какой-то момент они оказались в доме, где жил «плохой» мальчик, который разбирал и переделывал все игрушки, что попадали ему в руки. В мультфильме это почти Франкенштейн в детском обличье. На самом же деле это самая настоящая история про мейкерство. Человек играл в игрушки, не довольствуясь тем, как они сделаны изначально, а придумывал и переосмысливал их.
Мы тоже хотим, чтобы люди приходили не столько на программу, а пытались что-либо переделать, починить, сделать новое.
На программе «Ходячий замок», которая пройдёт в Лёрнити 3-6 января для ребят 9-13 лет, сейчас хочется сделать и квест-рум, и замки, и нечто театральное, объединить элементы одного, другого и третьего.
В общем, никогда нет мучений, что же придумать, наоборот, мучаемся, что же выбрать.
То есть в основе идей лежит мейкерство?
И мейкерство, и, наверно, детские мечты. Даже во взрослом возрасте мне казалось, что есть вещи, которые можно сделать только будучи инженером.
И вдруг оказывается, что ты это можешь! Делать, повторять, придумывать самостоятельно.
Основная цель и наших мастерских, и наших каникулярных программ – чтобы у ребят как раз возникал опыт мейкерского «всемогущества», когда возможно всё, а если ты что-то не умеешь, можно этому научиться.
У нас постоянно возникают всякие идеи, что было бы прикольно сделать, а дальше мы начинаем эту идею развивать, и это отдельный захватывающий процесс.
На осенней программе, например, была идея с магазином, где можно будет покупать расходные материалы, из них строить дома в городе, показывать их мэру, получать за это игровую валюту, за которую в свою очередь покупать больше расходников и делать более крутые дома…
Здорово придумывать такие задания, которые побуждали бы интерес, формулировать проблему таким образом, чтобы она звучала как вызов, но не казалась невозможной.
Поэтому придумывание программы – каждый раз приятный момент.
В программе «Ходячий замок» мы построим загадочную крепость с тайными ловушками и ходами, иллюзиями и звуковыми и визуальными эффектами. Звучит грандиозно. Но из чего же её можно построить всего за четыре дня?
Мы сейчас детально прорабатываем, из каких материалов мы будем строить.
Нам бы хотелось, чтобы это было нечто среднее между большим картонным замком, в который можно залезть, большим кукольным домом и квест-румом – комнатой, из которой нужно выбраться за определенное время.
Под квест-рум нужно все-таки делать антураж в отдельной комнате, поэтому мы весь этот концепт уменьшили до размеров «батискафа». Ребята сделают замок или крепость, куда может зайти посетитель. При этом обязательно нужно придумать историю, зачем ему туда заходить, – что-то найти или разгадать – и, как в квест-руме, наполнить замок ловушками, секретиками, визуальными эффектами.
Окончательный вариант придумывает и воплощает команда.
Мы будем работать с электроникой, светом, столярными и слесарными инструментами. Для такого лагеря, наверно, нужна целая команда специалистов.
В Лёрнити есть мастерская физики и электроники, мастерская механизмов, где работает целый пул мастеров. С электроникой ребята работали на осенней программе, когда делали макет города. Так что специалисты есть, оборудование есть. Ждём ребят!
Перейдём к быту. Почему мы на этот раз предлагаем две опции на Бачуринской – с обедом и с обедом, который можно принести с собой?
В пространстве Лёрнити на Бачуринской есть и микроволновки, и холодильник, и посуда – все опции, чтобы разогреть обед и спокойно поесть. Если у человека есть пищевые аллергии или особенности питания, ему проще взять подходящую еду с собой и заплатить меньше.
У нас были программы, где нужно было приносить еду с собой, и мы видели, что дети едят больше и с удовольствием то, что принесли из дома, обмениваются друг с другом. чаще едят до конца, если они принесли еду из дома.
На зимней программе мы также оставляем опцию доплатить за горячий обед, который мы закажем у дружественных кафе.
Никто не будет ни в чём ущемлён, на всех программах у нас всегда есть фрукты и чай.
Вернёмся к замкам и крепостям. Честно говоря, жалко потом будет их разбирать. Может быть, им найдется место где-нибудь?
Да, бывает очень жалко разбирать. Но умение разобрать, а потом из того, что ты разобрал, собирать что-то новое – тоже очень важное мейкерское действие. Это ценность созидания – что-то придумать, сделать, попробовать, не останавливаться, а каждый раз пробовать новое. Мы в этом смысле и за продукт, и за процесс.
Если кому-то очень понравится идея, и он захочет снова сделать подобное, можно реализовать свой замысел уже в рамках мастерских Лёрнити. Проект потребует много материала, поэтому нужно будет заранее договориться с мастером либо приходить со своим.
Мы сейчас также прорабатываем идею грантов на проекты ребят. Защитил грант – получаешь деньги на свой проект. Мы по твоей заявке покупаем дерево или другие материалы, а ты реализуешь проект на мастерских.
В последний день лагеря мы хотели бы позвать родителей, чтобы те посмотрели, что у ребят получилось, сами прошлись по замкам и крепостям, оценили задумку и воплощение. Это будет интересный мейкерский опыт, отличный от опыта регулярных мастерских. Посещение мастерских раз в неделю – это один вид работы и процесса, а интенсивная работа, после которой получается продукт, – это совсем другой масштаб.
Наш зимний лагерь – это практически хакатон для тех, кто интересуется STEM, инженеркой, творчеством, придумыванием историй.
Хакатон сегодня довольно частый способ заявить о себе. Хакатоны для поиска талантливой молодежи, например, проводят такие гиганты, как Сбер или Яндекс.
Это опыт хакатона, потому что здесь нужно сделать конкретный продукт за ограниченное время, договариваясь между собой в команде, распределяя там роли, параллельно проходя разные этапы, иногда возвращаясь на шаг назад, чтобы пойти по другому пути.
Обычно хакатоны делают для старшеклассников, а для младшего и среднего возраста предложений немного. Наша программа даёт такую возможность.