Какую роль в нардах играют игральные кости? Это всего лишь простейший генератор двух случайных чисел от 1 до 6, который придумали наши далекие предки. В наш век компьютеров и интернета их использование выглядит только как дань уважения древним традициям. Не больше!
Игральные кости уместны в многочисленных играх с друзьями дома и во дворах, но в спортивных турнирах должен использоваться их аналог, соответствующий нашему цифровому времени.
Инструменты для честного броска
Вместо стаканчиков для перемешивания костей, создающих немалый шум на турнирах по нардам, пытливые умы изобрели Башни для броска костей (Dice tower), и Баффл боксы (Buffle box), которые исключают манипуляции с костями и позволяют бросить кости быстро и с минимальным шумом. При использовании этих приспособлений перебросов практически не бывает, только если кости почему то застрянут и не лягут на доску как положено.
Башни для броска костей использовались, по крайней мере, с четвертого века, в попытке гарантировать, что результаты бросков костей были случайными.
Пожалуй, единственным минусом их использования при игре в нарды является невозможность зрителю определить, кто бросил кости (чей ход). Нечестный игрок в любой момент может сказать, что сейчас он должен ходить и трудно без камер доказать, что кости бросил его соперник.
Электронные кости
Нужно ли продолжать играть в нарды так, как могли бы играть в пещерах первобытные люди? Не пора ли перейти на современные и совершенно бесшумные генераторы чисел?
Мне могут возразить, что звук перемешивания костей и непредсказуемое кувыркание их на доске придает игре волшебный колорит. Но не слишком ли часто кости не ложатся на доску должным образом или падают на пол и их приходится бросать снова? Это не только раздражает игроков и зрителей, но и значительно увеличивает время матча.
Решение лежит на поверхности. Это - электронные кости, где значения чисел генерирует компьютерная программа. Многие часами играют в интернете и их совсем не смущает отсутствие живых зариков там.
Сейчас все ходят с мобильными телефонами. Достаточно разработать несложную программу и проверить случайность генерируемых чисел и дело в шляпе! Уже есть такие программы. Особенно понравилась программа BG Buddy для айфонов, которая не только генерирует кости, но и ведет счет, а также осуществляет контроль за расходуемым на ходы временем.
Логичным выглядит встраивание такого электронного генератора в доски для игры. Не думаю, что это очень сложно. Вопрос только в доверии к такому генератору. Но здесь работает психологический фактор. Ведь гарантия непредвзятости при использовании во время игры обычных игральных костей понятна даже ребенку, а что находится внутри непонятного устройства и как оно работает, не понятно многим. Не все же, играющие в нарды, имеют отношение к информационным технологиям.
Нажми на кнопку - получишь результат
Можно производить и отдельные электронные устройства для генерации двух чисел от 1 до 6. Было бы желание. Не думаю, что они будут стоить дороже прецензионных костей. Например, у меня есть такой генератор (на видео), которое собрал из простых и доступных деталей мой родной брат.
Как же сделать использование электронных костей привычным для нардистов. Предлагаю не внедрять электронные кости сразу во все очные турниры. Лучше делать это постепенно. Начать можно с тех "живых" турниров, матчи которых транслируются в интернете. Зрителям не всегда получается правильно разглядеть, какие выпали числа. Электронные кости легко снимут эту проблему. Числа можно показывать как угодно крупно, так, чтобы их увидели даже люди с ослабленным зрением.