Поэма «Двенадцать» – одна из самых известных в русской литературе Серебряного века. А. А. Блок написал ее в 1918 году – по свежим следам большевистского переворота в Петрограде в октябре 1917 года. Чуткий и впечатлительный поэт тонко и нервно отреагировал на эти трагические события. Он призывал своих коллег по цеху слушать «музыку революции» и уверял, что сам услышал ее. Свои впечатления Блок выразил в поэме «Двенадцать», посвященной разгулу революционных страстей в столице бывшей империи. Поэт без стеснения и довольно наивно романтизировал жестокость революционеров-большевиков, что вызвало неоднозначную реакцию его знакомых, читателей и даже представителей советской власти. Тем не менее, большинство литературоведов признает художественное достоинство поэмы, ее красивый, выразительный язык, колоритные зарисовки.
Отрывок из этой поэмы прозвучал в замечательном старом советском фильме «Зеленый фургон» с Дмитрием Харатьяном в главной роли. Во второй серии работник типографии Виктор Прокофьевич в исполнении Александра Демьяненко проникновенно и с большим чувством прочитал несколько частей из программного произведения Блока. Режиссер просто, но выразительно обыграл эту сцену: герои примостились на ночлег у кузницы, где кузнецы подковывали лошадей. Сцены ковки раскаленного металла и бой молота о наковальню под пронзительную музыку точно передают революционно-страстный дух поэмы.
Так как фильм был снят в 1983 году, то режиссёр подчеркнул героический пафос борьбы большевиков со «старым миром». Тем более, что такой подход оправдывался сюжетом киноленты: молодой Володя Патрикеев, борясь с местной преступностью и деклассированными элементами общества, искренно верил в идеалы революции и в советскую власть. Действие фильма происходит в 1920 году – время специфического революционного романтизма, когда многие молодые люди с энтузиазмом вливались в ряды Красной армии и коммунистической партии.
И в сцене чтения отрывка из поэмы Володя в полной мере проникается той самой музыкой революции, о которой два года назад толковал Блок. Правда, это не помогло ему избежать нападения местного конокрада Красавчика, который атаковал его в момент пламенной декламации стихов. Поэма «Двенадцать» удивительно точно передает настроение фильма, снятого по одноименной повести, тоже написанной по свежим следам революции.