Кино - это не только техника, но еще и некая история, рассказанная с помощью визуальных средств. А что такое подобная история? Конечно, комикс.
Считается, что первые комиксы появились еще в то далёкое время, когда люди жили в пещерах и рисовали на стенах этих пещер. Истории в "картинках" мы можем найти в искусстве любой древней цивилизации.
15 век - в Германии издается "Библия для бедных". Позже в Испании распространились "аллилуйи" - серии гравюр с житиями святых; кратив Испании подхватили и другие европейсике страны. В Англии первой половины 18 века был популярен художник Уильям Хогарт с сериями гравюр уже из повседневной жизни, с морализаторской подоплекой: "Карьера проститутки", "Карьера мота", "Выборы", "Четыре степени жестокости" и другие.
Я проиллюстрирую творчество Хогарта серией "Модный брак", жёстко высмеивающей браки по расчету и разврат высшего общества. Обратите внимание на чёрные пятна на лицах персонажей - это следы струпьев cифилиcа.
Вторая половина 19 века - немецкий художник Вильгельм Буш создает серию рисунков на свои же сатирические стихи о Максе и Морисе, а также Плюхе и Плихе. Истории очень хулиганские и даже жестокие, но очень популярные и переведённые на разные языки.
Работы Буша предназначались для детей, но их любили и взрослые. И это были первые, так сказать, настоящие комиксы.
Надо сказать, что для современного мира они не годятся совершенно, тем более - для детей. В частности, в финале героев перемалывают на мельнице, а "мукой" из их тел кормят птичек :)
Тем не менее, именно они стали прообразом всех последующих безбашенных озорников в кино и литературе, а к некоторым эпизодам существуют отсылки в целом ряде фильмов и мультфильмов (например, в "Лёлеке и Болеке", "Коте Леопольде", "101 долматинце" и других).
Первые кинматографисты также обращались за вдохновением к комиксам. Например, сюжет известнейшего фильма Люмьеров "Политый поливальщик" заимствован из гравюры Германа Фогеля.
Ну и не будем забывать, что режиссёрские раскадровки к фильму являются по сути комиксами.
Все статьи по истории раннего кино