Найти тему
ОССП оператор

Как убирают дороги от снега: тогда и сейчас

Оглавление

Традиционно к зиме тема уборки дорог становится наиболее актуальной. Оно и понятно: снег безжалостно падает с неба без предупреждения, а водители делятся на лагеря, общее между которыми - недовольство тем, как убирают проезжую часть. Мы решили заглянуть в историю - и теперь рассказываем вам, как и чем чистили зимние дороги раньше.

Вообще недовольство погодой у нас в крови: жарко - не нравится, холодно - тоже не нравится, слишком дождливо, слишком снежно, скользко, мерзко... Несмотря на это, коммунальные службы уже много лет пытаются облегчить ситуацию для водителей - и в разное время года им это удается с разной степенью успешности.

До XIX века

Как чистят: снег укатывают
Какие материалы используют: никакие

В таких снежных странах, как Российская империя, основным видом транспорта были конные упряжки, а зимой - сани. И поскольку дороги в основном просёлочные, чтобы сани передвигались без проблем, снег на дорогах приходилось укатывать, а не чистить.

-2

XIX век

Как чистят: с помощью простой снегоуборочной техники, вручную с помощью лопат
Какие материалы используют: песок

С появлением автомобилей практика "укатывания" снега стала неактуальной. Теперь безопасность пешеходов и водителей вышла на первый план: осадки начали убирать и делали это с помощью простой снегоуборочной техники (повозка с лошадьми тащила за собой специальное приспособление для сбора снега). Автоматизированные уборщики снега (на основе тракторов) появились только через 70 лет, в 1913 году. Кстати, именно по этой причине до этого времени уборкой занимались домовладельцы и работники общественных учреждений.

Горожане вручную расчищали путь и посыпали его песком: убрать снег необходимо было до 8 часов утра, перед рабочим днём.
Такой труд подчас становился непосильным, поэтому вскоре появились снеготаялки. Они представляли собой деревянные конструкции с железным шатром, внутри которого горели дрова. На него и сбрасывали снег.

XX век

Как чистят: снегоуборочные машины, самосвалы для вывоза снега, снегоплавильные машины
Какие материалы используют: песок, гравий, соль

В 20-е годы для таяния снега начали использовать крупные водосточные трубы с теплой водой. Это продолжалось вплоть до 50-х годов, когда количество асфальтированных дорог увеличилось и власти поняли, что одного только сбора снега не хватает - на проезжей части остается снег и лед.

Тогда дорожники начали применять соль для ускорения таяния снега. Но у этого способа был значительный минус: смесь вызывала коррозию металлических конструкций и обуви пешеходов. Начались протесты- и соль перестали использовать, но количество аварий на дорогах резко возросло.

Тогда общественность перестала критиковать этот метод и соль вернули "в оборот".

-3

Уборка снега на Болотной площади, 1959 год.
Уборка снега на Болотной площади, 1959 год.

1954 год
1954 год

В 60-е и 70-е годы экологичность соли вновь поставили под вопрос, поэтому муниципальные службы возобновили поиски альтернативных способов борьбы со снегом и льдом. Вскоре они начинают использовать смесь песка и соли (92% песка и 8% соли). И хотя это было довольно эффективное (и главное, дешёвое) решение, весной песок забивал стоки и коммунальным службам требовалось дополнительно убирать и вывозить песок.

Самосвалы сбрасывают снег в Яузу. Андроньевская набережная, мост Курской железной дороги, 1994 год
Самосвалы сбрасывают снег в Яузу. Андроньевская набережная, мост Курской железной дороги, 1994 год

В 1995 году в качестве реагента для дорог применяли техническую соль (NaCl). Преимущество было очевидным: она моментально растапливала лёд, образуя "кашу", которая продолжала действовать и не давала образовываться наледи.

Кстати, стихия тогда бушевала в Москве- коммунальщики не справлялись и подчас самосвалы скидывали снег прямо в Яузу.

XXI век

Как чистят: с помощью снегоуборочной техники
Какие материалы используют: реагенты

С 2001 года власти Москвы полностью отказались от соли и перешли к использованию экологических ПГР (противогололедных реагентов). Но к 2006 году перестали использовать и несколько видов реагентов из-за их свойств. Например, некоторые из них образовывали масляную пленку на дороге, из-за чего тормозной путь автомобилей увеличивался, или способствовали накоплению аниона магния в почвах.

Сейчас основным ПГР для дорог стал 28% раствор хлористого кальция модифицированного (меньше расход, чем у технической соли, эффективен при низкой температуре, не позволяет образоваться накату и гололеду, а также удобряет почву).

ОССП как оператор скоростных дорог использует все возможные методы уборки дорог: от специальной техники до химикатов. Но компания также против опасных реагентов. Чтобы предотвратить образование снежного наката, оператор платных участков дорог на М-11, М-3 и М-4 использует специальные реагенты, препятствующие замерзанию воды при определенных температурах. В снежную и слякотную погоду - это твёрдые вещества, а в сухую погоду и при гололёде – жидкие.

Уборка снега на М-11
Уборка снега на М-11

Таким образом, прогресс сильно изменил процесс зимней уборки: появилась новая мощная техника, позволяющая упростить и ускорить сбор снега, а также химические материалы, с помощью которых можно "продлить" эффект и обезопасить путь для автомобилистов. Тем не менее, ни одна дорожная служба не может моментально справиться с заносами, а тем более, остановить осадки, поэтому в наиболее напряжённые и снежные дни стоит запастись терпением и пониманием.