Интрига картины Франческо Убертини «Раздача манны небесной» связана с одним из центральных персонажей полотна — жирафом.
Как раздавалась манна
Франческо Убертини — вполне рядовой художник эпохи Возрождения. При всём уважении к его таланту живописцев, подобных ему, было немало. Он не стал ни вторым Рафаэлем, ни вторым Леонардо. Отдельные искусствоведы вообще считают творчество Убертини вторичным, что не удивительно, ведь художник зарабатывал на жизнь в основном созданием копий картин своих более именитых коллег. В какой-то момент ему и вовсе пришлось заняться росписью мебели в домах богатых римлян и флорентийцев.
Работа над «Раздачей манны небесной» заняла у Убертини пятнадцать лет, если верить официальному сайту Национальной галереи искусств в Вашингтоне, где сейчас находится полотно. Там указано, что художник создавал её с перерывами между 1540 и 1555 годами. В самом центре картины можно увидеть животных: типичных для Европы быка, козла и лошадь, а также совершенно нетипичного для Европы жирафа. Точнее, только шею и голову жирафа. Сам Убертини никогда жирафов не видел, он скопировал его с другого рисунка. При этом он не смог изобразить туловище жирафа, поскольку не представлял себе, как оно выглядит. И спрятал его за лошадью, оставив на картине лишь грандиозную шею.
«Раздача манны небесной». (Wikimedia Commons)
И тут нельзя не упомянуть один очень важный факт. Убертини написал вполне конкретного жирафа. Жирафа, известного ныне под именем Жираф Медичи.
Первый за полторы тысячи лет
В 1485 году на севере Африки разразилась война между Мамлюкским султанатом (Египет) и Османской империей. Египет выстоял в этой войне во многом благодаря флорентийцам. Медичи, правившие жемчужиной Тосканы, не вступили в конфликт напрямую, но, желая ослабить османов, поддержали Египет деньгами и другими ресурсами. В 1486-м был подписан договор о дружбе и торговле, и в знак уважения правители обменялись подарками. Точно неизвестно, что именно подарил султану Кетбею Лоренцо Великолепный, но сам Лоренцо получил от Кетбея действительно царский подарок — жирафа.
Жирафов в Европе не видели полторы тысячи лет. Последний на тот момент документально зафиксированный случай относится к временам Древнего Рима. Юлий Цезарь привёз жирафа из Египта для участия в своём триумфе. Римляне были поражены. Животное они называли камелопардом, видя в нём одновременно верблюда и леопарда. Хотя мы-то с вами знаем, что ни к тому, ни к другому жираф отношения не имеет.
Лоренцо Медичи. (Wikimedia Commons)
Таинственное животное затем стало настоящей легендой. В Европе о нём рассказывали сказки. Существуют неподтверждённые сведения, что в Средние Века несколько правителей Европы также получали в дары от восточных царей жирафов. Сведения эти не проверить. А вот Лоренцо жирафа получил точно и торжественно привёз его во флорентийский зверинец, учреждённый ещё его дедом Козимо. Козимо, вероятно, тоже мечтал о камелопарде. За неимением возможности завести живого жирафа, он установил в зверинце его гигантскую статую. Внук воплотил мечту деда в реальность. Во Флоренции поселился настоящий жираф, приезд которого произвёл в городе настоящий фурор. Жираф стал символом того самого «великолепия» Медичи, которое позже станет его официальным прозвищем. Правда, Лоренцо плохо понимал, как быть с жирафом. Никакой методики содержания не существовало. Похоже, что для самого камелопарда пребывание во Флоренции было сущим мучением.
Лоренцо собирался подарить жирафа французской королеве Анне Бретонской, но не успел. Животное погибло. Причина этого трагического инцидента в точности неизвестна. Виной могло стать как неправильное питание, так и несчастный случай. Официальная версия гласит, что бедный жираф сломал себе шею, гуляя по знаменитому зверинцу Медичи.
Художники
Жираф погиб предположительно в 1489 году. Убертини, изобразивший его на своём полотне, родился только в 1494-м. Это, однако, не помешало ему очень точно изобразить на своей картине шею жирафа.
Но где же он его увидел, если известно, что в Африке художник никогда не бывал? Вероятнее всего — на полотнах старших коллег. Жираф очень полюбился художникам, можно даже сказать, что он вдохновил их на создание новых картин. Одним из первых его изобразил Доменико Гирландайо — потомственный художник, коренной флорентиец и один из учителей Микеланджело. Гирландайо не поскупился и поместил жирафа на картину «Поклонение волхвов». В правой части можно видеть миниатюрного жирафа, которого пытаются обуздать с полдюжины одетых в форму солдат-лилипутов. Жираф получился крохотным, но это, вероятно, самое раннее дошедшее до нас изображение того самого жирафа, что был подарен Медичи. Любопытно, что центр полотна сильно пострадал в следующие несколько веков, зато края его уцелели.
Доменико Гирландайо. (Wikimedia Commons)
Этим изображением, скорее всего, и вдохновился Убертини, сделавший своего жирафа заметно больше и грациознее. Собственно, картина «Раздача манны небесной» известна в наши дни именно наличием на ней жирафа. Долгое время она была для европейцев чуть ли не единственным источником сведений об этом уникальном представителе африканской фауны. Ведь следующий жираф появился в Старом Свете лишь в 19-м веке, когда Мухаммед Алипаша, османский наместник в Египте, расщедрился и подарил правителям Европы сразу трёх жирафов. По одному для Георга IV Английского, Франца II Австрийского и Карла Х Французского.