Известный художник-реставратор и исследователь древнерусского искусства Сергей Сергеевич Чураков (1908–1964) стал сотрудником Музея имени Андрея Рублева в 1957 году. Он не только занимался реставрацией произведений древнерусской иконописи, но и как эксперт участвовал в формировании музейного собрания. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами основателей Музея имени Андрея Рублёва – его первого директора Д.И. Арсенишвили, Н.А. Дёминой и И.А. Ивановой.
В годы беспощадного уничтожения национального достояния Сергей Сергеевич впитал атмосферу особой любви к древнерусскому искусству благодаря общению с такими выдающимися людьми как Ю.А. Олсуфьев, М.В. Нестеров, П.Д. Корин, П.Д. Барановский, И.Э. Грабарь, Г.О. Чириков, И.И. Суслов, М.Н. Соколова (монахиня Иулиания) и др. Будучи невероятно деятельным человеком, за свою непродолжительную земную жизнь Сергей Сергеевич успел очень многое. На всём, к чему прикасались его талантливые руки и пытливый ум исследователя, отпечаток точности учёного и тонкости восприятия художника.
Сергей Сергеевич Чураков родился в 1908 г. в семье скульптора, в доме, где царила атмосфера творчества. Вдохновенно трудился отец, создавая произведения, проникнутые глубокими народными традициями. Увлеченно занимались искусством братья, впоследствии художники, скульпторы, реставраторы. С 1927 г. С.С. Чураков начал свою деятельность в качестве практиканта-реставратора в Центральной государственной реставрационной мастерской, где под руководством крупнейших реставраторов — Г.О. Чирикова, В.О. Кирикова, И.И. Суслова и М.И. Тюлина он прошел большую школу. Вскоре он уже самостоятельно реставрировал иконы. В 1930 г. принимал участие в снятии фрагментов фресок со стен собора Чудова монастыря (XVI в.) в Кремле.
Работая как реставратор, Сергей Сергеевич изучал технику древнерусских мастеров, постоянно копировал произведения станковой и монументальной древнерусской живописи. С 1938 г. С.С. Чураков начал внимательно изучать росписи Ростова, Ярославля и Тутаева, особенности искусства мастеров русской стенописи, собирать мотивы древнерусских орнаментов. В 1949 г. Сергей Сергеевич участвовал в реставрации стенописи Троицкого собора Загорского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1952 году работал над спасением наружных стенописей в Воскресенском соборе Тутаева.
Именно благодаря С.С. Чуракову был спасён уникальный фресковый иконостас, который представлен в постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. Работа по снятию стенописей в Благовещенском монастыре Юрьевца, комплекс зданий которого попадал в зону затопления Горьковского водохранилища, была начата С. С. Чураковым в 1953 году. Фрески следовало отделить от стены и в максимальной сохранности перевезти в Москву. Дело осложнялось двадцатиградусными морозами. В Юрьевце Чураков применил собственный оригинальный метод экстренного снятия настенной живописи и консервирования изображения — очень простой и, как оказалось впоследствии, весьма эффективный. На поверхность стенописей накладывали марлю, смазанную мучным клеем, затем проделывали небольшие борозды в грунте. Штукатурку специальными ножами осторожно отслаивали и заливали под нее воду. Замерзая, вода помогала отделять фрагменты фрески от кирпичной кладки. Их упаковывали в специальные кассеты для перевозки. Снятие фресок, транспортировка, а затем их монтаж в Музее имени Андрея Рублева продолжались более двух лет.
В то же время велась работа по спасению фресок в другом волжском городе — Пучеже, также попадавшем под затопление. Церковь Воскресения Христова г. Пучежа, возведенная в правление Екатерины II по благословению новгородского митрополита Иова, и трапезная палата были расписаны известной артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Иконникова в 1789 г. Фотографии, описания росписей и копии с них, сделанные до разрушения храма, позволяют воссоздать программу, включавшую обширное изображение Страшного суда со множеством фигур грешников, а также значительное количество притч и сюжетов нравоучительного и дидактического характера.
Среди сохранившихся фрагментов пучежской росписи чрезвычайно выразителен Корабль веры, кормчим на котором предстает сам Христос.
Чураков пытался воспрепятствовать планам строительства Горьковского водохранилища — ведь если после затопления в Юрьевце из тридцати памятников оставалось хотя бы шесть, то Пучеж терял все свои древности. Но обращения в органы власти оказались безрезультатны. Впрочем, один результат имел место: была составлена смета на частичное снятие фрагментов живописи на сумму 153226 рублей (в старом денежном исчислении). Чураков располагал двумя подсобными рабочими. Столь малыми силами и средствами ему пришлось спасать фрески. Удалось сохранить лишь сотую их часть - здесь было снято около 80 м² росписей. Согласно заданию Академии Архитектуры СССР Центральная проектно-реставрационная мастерская направила в Пучеж экспедицию, в состав которой входили художники-реставраторы С.С. Чураков и Н.Г. Тилин с помощниками. Согласно программе мероприятий по научной фиксации памятника и снятию фрагментов фресок со стен были выполнены акварельные зарисовки некоторых фресок.
В копиях известного реставратора-исследователя С.С. Чуракова представлены две композиции из трапезной палаты – «Распятие Христово» и «Разорю житницы моя» на тему притчи о богаче. Эти копии, выполненные в уменьшенном масштабе в смешанной технике, с большой любовью и мастерством передали образы, созданные художниками конца ΧVΙΙI в.
С. С. Чураков был тесно связан с Музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Он был одним из тех, кто помогал создавать этот музей, широко осознавая его будущее, его роль в собирании, изучении и популяризации художественной культуры древней Руси.
Для С. С. Чуракова реставрация означала в первую очередь раскрытие всей эстетической ценности памятника, особенностей художественной манеры письма, художественного языка. Он умел искренне радоваться, восхищаться произведениями средневековых мастеров.
В музее находятся отреставрированные им иконы, смонтированные фрагменты стенных росписей. В юбилейный год 75-летия музея прошла выставка "Альбом художника-реставратора", которая не только была данью памяти одному из выдающихся сотрудников в истории музея, но и позволяла увидеть богатство орнаментальной декорации русских храмов, о которой сам С.С. Чураков писал так:
«Красивы и на редкость разнообразны орнаменты наших стенных росписей XI – XVIII веков, выполнявшиеся по сырому известковому грунту. В них нет и помину о трафарете – все наполнено разнообразием, выдумкой и жизнерадостностью».
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!