Найти в Дзене

Подвиг реставратора. Памяти С.С. Чуракова

Известный художник-реставратор и исследователь древнерусского искусства Сергей Сергеевич Чураков (1908–1964) стал сотрудником Музея имени Андрея Рублева в 1957 году. Он не только занимался реставрацией произведений древнерусской иконописи, но и как эксперт участвовал в формировании музейного собрания. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами основателей Музея имени Андрея Рублёва – его первого директора Д.И. Арсенишвили, Н.А. Дёминой и И.А. Ивановой. В годы беспощадного уничтожения национального достояния Сергей Сергеевич впитал атмосферу особой любви к древнерусскому искусству благодаря общению с такими выдающимися людьми как Ю.А. Олсуфьев, М.В. Нестеров, П.Д. Корин, П.Д. Барановский, И.Э. Грабарь, Г.О. Чириков, И.И. Суслов, М.Н. Соколова (монахиня Иулиания) и др. Будучи невероятно деятельным человеком, за свою непродолжительную земную жизнь Сергей Сергеевич успел очень многое. На всём, к чему прикасались его талантливые руки и пытливый ум исследователя, отпечаток точности учён

Известный художник-реставратор и исследователь древнерусского искусства Сергей Сергеевич Чураков (1908–1964) стал сотрудником Музея имени Андрея Рублева в 1957 году. Он не только занимался реставрацией произведений древнерусской иконописи, но и как эксперт участвовал в формировании музейного собрания. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами основателей Музея имени Андрея Рублёва – его первого директора Д.И. Арсенишвили, Н.А. Дёминой и И.А. Ивановой.

Сергей Сергеевич Чураков (1908–1964)
Сергей Сергеевич Чураков (1908–1964)

В годы беспощадного уничтожения национального достояния Сергей Сергеевич впитал атмосферу особой любви к древнерусскому искусству благодаря общению с такими выдающимися людьми как Ю.А. Олсуфьев, М.В. Нестеров, П.Д. Корин, П.Д. Барановский, И.Э. Грабарь, Г.О. Чириков, И.И. Суслов, М.Н. Соколова (монахиня Иулиания) и др. Будучи невероятно деятельным человеком, за свою непродолжительную земную жизнь Сергей Сергеевич успел очень многое. На всём, к чему прикасались его талантливые руки и пытливый ум исследователя, отпечаток точности учёного и тонкости восприятия художника.

Сергей Сергеевич Чураков родился в 1908 г. в семье скульптора, в доме, где царила атмосфера творчества. Вдохновенно трудился отец, создавая произведения, проникнутые глубокими народными традициями. Увлеченно занимались искусством братья, впоследствии художники, скульпторы, реставраторы. С 1927 г. С.С. Чураков начал свою деятельность в качестве практиканта-реставратора в Центральной государственной реставрационной мастерской, где под руководством крупнейших реставраторов — Г.О. Чирикова, В.О. Кирикова, И.И. Суслова и М.И. Тюлина он прошел большую школу. Вскоре он уже самостоятельно реставрировал иконы. В 1930 г. принимал участие в снятии фрагментов фресок со стен собора Чудова монастыря (XVI в.) в Кремле.

Работая как реставратор, Сергей Сергеевич изучал технику древнерусских мастеров, постоянно копировал произведения станковой и монументальной древнерусской живописи. С 1938 г. С.С. Чураков начал внимательно изучать росписи Ростова, Ярославля и Тутаева, особенности искусства мастеров русской стенописи, собирать мотивы древнерусских орнаментов. В 1949 г. Сергей Сергеевич участвовал в реставрации стенописи Троицкого собора Загорского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1952 году работал над спасением наружных стенописей в Воскресенском соборе Тутаева.

Орнаментированный медальон «подвесной пелены» на южной стене. Ростов Великий. Церковь Воскресения Христова Ростовского кремля. 1675 год. Копия С.С. Чуракова, надпись демонстрирует его каллиграфический почерк.
Орнаментированный медальон «подвесной пелены» на южной стене. Ростов Великий. Церковь Воскресения Христова Ростовского кремля. 1675 год. Копия С.С. Чуракова, надпись демонстрирует его каллиграфический почерк.

Именно благодаря С.С. Чуракову был спасён уникальный фресковый иконостас, который представлен в постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева. Работа по снятию стенописей в Благовещенском монастыре Юрьевца, комплекс зданий которого попадал в зону затопления Горьковского водохранилища, была начата С. С. Чураковым в 1953 году. Фрески следовало отделить от стены и в максимальной сохранности перевезти в Москву. Дело осложнялось двадцатиградусными морозами. В Юрьевце Чураков применил собственный оригинальный метод экстренного снятия настенной живописи и консервирования изображения — очень простой и, как оказалось впоследствии, весьма эффективный. На поверхность стенописей накладывали марлю, смазанную мучным клеем, затем проделывали небольшие борозды в грунте. Штукатурку специальными ножами осторожно отслаивали и заливали под нее воду. Замерзая, вода помогала отделять фрагменты фрески от кирпичной кладки. Их упаковывали в специальные кассеты для перевозки. Снятие фресок, транспортировка, а затем их монтаж в Музее имени Андрея Рублева продолжались более двух лет.

Иконостас. Первая треть XVIII века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, 4 этаж.
Иконостас. Первая треть XVIII века. Ярославль. Известковая штукатурка, темпера. Из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Постоянная экспозиция Музея имени Андрея Рублева, 4 этаж.

В то же время велась работа по спасению фресок в другом волжском городе — Пучеже, также попадавшем под затопление. Церковь Воскресения Христова г. Пучежа, возведенная в правление Екатерины II по благословению новгородского митрополита Иова, и трапезная палата были расписаны известной артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Иконникова в 1789 г. Фотографии, описания росписей и копии с них, сделанные до разрушения храма, позволяют воссоздать программу, включавшую обширное изображение Страшного суда со множеством фигур грешников, а также значительное количество притч и сюжетов нравоучительного и дидактического характера.

Среди сохранившихся фрагментов пучежской росписи чрезвычайно выразителен Корабль веры, кормчим на котором предстает сам Христос.

КОРАБЛЬ ВЕРЫ. 1789 год. Артель Дмитрия и Петра Иконниковых. Из церкви Воскресения на Пушавке в Пучеже Ивановской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева
КОРАБЛЬ ВЕРЫ. 1789 год. Артель Дмитрия и Петра Иконниковых. Из церкви Воскресения на Пушавке в Пучеже Ивановской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Чураков пытался воспрепятствовать планам строительства Горьковского водохранилища — ведь если после затопления в Юрьевце из тридцати памятников оставалось хотя бы шесть, то Пучеж терял все свои древности. Но обращения в органы власти оказались безрезультатны. Впрочем, один результат имел место: была составлена смета на частичное снятие фрагментов живописи на сумму 153226 рублей (в старом денежном исчислении). Чураков располагал двумя подсобными рабочими. Столь малыми силами и средствами ему пришлось спасать фрески. Удалось сохранить лишь сотую их часть - здесь было снято около 80 м² росписей. Согласно заданию Академии Архитектуры СССР Центральная проектно-реставрационная мастерская направила в Пучеж экспедицию, в состав которой входили художники-реставраторы С.С. Чураков и Н.Г. Тилин с помощниками. Согласно программе мероприятий по научной фиксации памятника и снятию фрагментов фресок со стен были выполнены акварельные зарисовки некоторых фресок.

В копиях известного реставратора-исследователя С.С. Чуракова представлены две композиции из трапезной палаты – «Распятие Христово» и «Разорю житницы моя» на тему притчи о богаче. Эти копии, выполненные в уменьшенном масштабе в смешанной технике, с большой любовью и мастерством передали образы, созданные художниками конца ΧVΙΙI в.

РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО (копия фрагмента росписи церкви Воскресения Христова на Пушавке в Пучеже 1789 года). 1954 год. Копиист С.С. Чураков. Картон, бумага, акварель, тушь, карандаш. 39,3 × 29,8 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева
РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО (копия фрагмента росписи церкви Воскресения Христова на Пушавке в Пучеже 1789 года). 1954 год. Копиист С.С. Чураков. Картон, бумага, акварель, тушь, карандаш. 39,3 × 29,8 см. Собрание Музея имени Андрея Рублева

С. С. Чураков был тесно связан с Музеем древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Он был одним из тех, кто помогал создавать этот музей, широко осознавая его будущее, его роль в собирании, изучении и популяризации художественной культуры древней Руси.

 С.С. Чураков за работой. Кадр из документальной съемки 1950-х годов, вошедший в состав фильма об Андрее Рублеве 1958 года.
С.С. Чураков за работой. Кадр из документальной съемки 1950-х годов, вошедший в состав фильма об Андрее Рублеве 1958 года.

Для С. С. Чуракова реставрация означала в первую очередь раскрытие всей эстетической ценности памятника, особенностей художественной манеры письма, художественного языка. Он умел искренне радоваться, восхищаться произведениями средневековых мастеров.

В музее находятся отреставрированные им иконы, смонтированные фрагменты стенных росписей. В юбилейный год 75-летия музея прошла выставка "Альбом художника-реставратора", которая не только была данью памяти одному из выдающихся сотрудников в истории музея, но и позволяла увидеть богатство орнаментальной декорации русских храмов, о которой сам С.С. Чураков писал так:

«Красивы и на редкость разнообразны орнаменты наших стенных росписей XI – XVIII веков, выполнявшиеся по сырому известковому грунту. В них нет и помину о трафарете – все наполнено разнообразием, выдумкой и жизнерадостностью».

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!