Найти тему
Новый учитель

Учитель, методист или педагогический дизайнер? Часть 2

Оглавление

В первой части мы рассказали о том, что такое педагогический дизайн и почему он нужен каждому учителю. В продолжении материала узнаем об истории педагогического дизайна, «учебных событиях» Роберта Ганье и универсальной модели ADDIE.

Об истории педагогического дизайна

Еще в пятидесятых годах психолог-бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер написал статью «Наука обучения и искусство преподавания», в которой уже были заложены основы педагогического дизайна.

Принципы педагогического дизайна по Скиннеру:

  • Принцип информативности;
  • Принцип активной деятельности в процессе обучения;
  • Принцип обратной связи;
  • Принцип дозирования подаваемого материала.

Методика обучения по Скиннеру:

  • Определить, что конкретно должен знать или уметь ученик в результате обучения;
  • Разбить эту сумму знаний или навыков на небольшие блоки или небольшие шаги по освоению от простого к сложному;
  • Проследить, чтобы ученик осваивал последовательно каждый блок или каждый шаг и закреплял полученный результат;
  • Построить учебный процесс так, чтобы на каждом этапе ученик обязательно усваивал материал полностью и не имел пробелов в знаниях и навыках;
  • Предусмотреть периодическое подкрепление усвоенного материала.

В 1956 году Бенджамин Блум разработал знаменитую «таксономию образовательных целей» — именно она стала стержнем педагогического дизайна. Подробно о таксономии Блума мы писали в материале.

Что такое «учебные события»

Психолог образования Роберт Ганье описал девять «учебных событий», каждое из которых соответствует определённому когнитивному процессу:

1. Этап Мотивации. Привлечение внимания.

Это может быть мотивационный вопрос, проблема, интересный предмет или изображение.

2. Этап Целеполагания. Информирование учеников о целях обучения.

Дети должны понимать, какого результата от них ждут, и в какой момент обучение можно считать свершившимся.

3. Этап Актуализации. Повторение уже изученного материала.

Обучение часто строится на комбинации ранее изученных идей. Например, нельзя объяснить ученикам, как рассчитывать массу, если они не знают, что такое ускорение, сила и операция умножения. Перед изучением новых идей нужно повторять старые.

4. Этап Нового материала. Представление нового учебного материала. 

Суть этого события в целом очевидна: преподаватель показывает ученику сам учебный материал. Если он должен обучиться читать вслух слова, ему показывают эти слова.

Например, если цель — научить отвечать на устные вопросы на французском языке, то ученики не должны тренироваться на письменных вопросах. Невнимательность на этой стадии может привести к «неправильным» результатам: дети освоят навык, но не тот, который был заявлен как цель.

5. Этап Первичной проверки понимания. Поддержка обучения.

Как это работает? Допустим, учитель может сказать: «Ток течёт по направлению от большего потенциала к меньшему». Но вместо этого он говорит: «Вспомните, одна точка в электрической цепи может обладать большим потенциалом, чем другая. В каком направлении потечёт ток?». В этом случае первая фраза поможет ученикам вспомнить уже изученный материал (даст подсказку), а вторая побудит к самостоятельному формулированию правила.

При этом ученику, который быстро понимает материал, может не нравиться, что его направляют, и простые вопросы могут его раздражать. Чтобы определить, какая степень менторства уместна, Ганье предлагал наблюдать за реакцией учеников. Кому-то достаточно одного наводящего вопроса, а кому-то нужно задать три-четыре.

Кроме того, стоит иметь в виду и темперамент учащихся. Тревожным ученикам лучше задавать более простые вопросы, а менее тревожным сложные вопросы покажутся интересным вызовом.

Сейчас для поддержки обучения также используют примеры, аналогии или иллюстрации.

6. Этап Работа под руководством учителя №1. Подталкивание к демонстрации приобретенных навыков.

Ганье пишет: «К этому этапу ученики уже более уверены в себе, и на их лицах можно разглядеть признаки радости от обучения. Они уже знают, как должно быть. Самое время попросить их: "Теперь вы мне покажите!"». Дети должны продемонстрировать освоенный навык или знание и убедить не только преподавателя, но и самих себя в том, что они справляются с учебой.

Обычно ученики начинают с практики на уже знакомых примерах, а после — на более сложных. Преподавателю нужно убедиться, что они могут продемонстрировать приобретённые навыки и использовать полученные знания.

7. Этап Работа под руководством учителя №2. Предоставление обратной связи.

Обучение не заканчивается, когда ученику впервые удается самостоятельно продемонстрировать освоенный навык или знание. Учитель должен дать ему обратную связь: в частности, объяснить, правильно ли выполнено задание.

В некоторых случаях такая обратная связь возникает сама собой. Например, если ученик тренируется играть в дартс, он сам может понять, насколько успешно овладел навыком: сделать вывод по тому, как далеко от «яблочка» прилетают его дротики. В конце школьных задачников по математике именно с этой целью указывают правильные ответы. Однако автоматическая обратная связь работает не всегда. Иногда требуется пояснение. К примеру, чтобы понять, правильно ли ученик использует английские местоимения «I» и «me», ему нужен комментарий учителя.

8. Этап оценивания. Оценка результатов.

Нужно убедиться, что ученик показал успешный результат не случайно и не благодаря простому угадыванию. Чтобы снять такие сомнения, Ганье советовал просить повторить действие или рассуждение.
Кроме того, преподаватель должен убедиться, что рассуждения ученика свободны от искажений. Тут помогают вопросы, ответы на которые нельзя выучить наизусть.

9. Этап улучшения усвоения знания и его переноса на практику.

Планировать учебные курсы важно так, чтобы ученикам приходилось регулярно вспоминать уже изученное с интервалами в несколько недель или месяцев. Эта техника называется «интервальные повторения».

Пример из изучения английского языка: ученику показали, как согласуются английские глаголы с разными местоимениями (I am, she is, they are). Во время тренировки преподаватель говорит ученику предложения и глаголы, просит согласовать их с местоимениями. А для переноса навыков ученика просят описать происходящее на картинке, используя местоимения и глаголы.

Предложенную схему можно использовать для планирования уроков, при этом порядок событий может быть гибким.

Модель ADDIE

Существует универсальная модель педагогического дизайна — ADDIE. Она естественная (этапы идут в очевидном порядке), простая для понимания (интуитивно понятно, что нужно делать на каждом этапе) и универсальная (ADDIE подойдёт вне зависимости от того, какую программу вы пишете).

ADDIE описывает процесс создания образовательного продукта и является аббревиатурой (по первым буквам каждого этапа).

-2

Системность в планировании уроков, доказательная база и комплексный курс — то, что имеет в своей основе педагогический дизайн. Учитель, который владеет современными методиками и подходами к образованию и следует «заветам» педагогического дизайна, может значительно повысить качество своих уроков, а значит и результаты учеников.

Список литературы:

  1. B.Skinner «The technology of teaching»;
  2. Роберт Ганье «Условия обучения».

Хотите развивать свои педагогические навыки в команде профессионалов? Присоединяйтесь к программе «Учитель для России»: ваша анкета уже ждёт.