На многих московских домах, созданных в первое тридцатилетие XIX века можно увидеть (как в интерьерах, так и не фасадах) барельефы с изображением сцен из греческой мифологии. Научимся сегодня «читать» некоторые из них.
Вот, например, сюжеты, связанные с Одиссеем. Как с тематикой Троянской войны (по мотивам «Илиады» Гомера), так и со странствиями Одиссея по её окончании (по мотивам «Одиссеи»). Рельефы дома В. Г. Орлова на Большой Никитской, 5, рельефы дома Генерал-губернаторов на Тверской, 13 (мэрия Москвы, в Белом зале, так называемом бальном), и на парадной лестнице усадьбы И. Р. Баташёва (ныне – Яузская больница) на Радищевской улице были сделаны в мастерской Сантино Кампиони. Их можно назвать: «Прощание с воином» и и «Возвращение Одиссея», где служанка Эвриклея моет ноги притворившемуся странником Одиссею и узнаёт его по шраму на колене. Еще в этой же серии были (можно увидеть их на фасаде дома на Пречистенке, д. 12) «Разоблачение Одиссея Паламедом» и «Одиссей узнаёт Ахиллеса среди дочерей царя Ликомеда».
На первом из описываемых барельефов сюжет про мнимое сумасшествие. Хитроумный Одиссей, не желавший идти на Троянскую войну, притворился безумным: впряг вола и коня в одну упряжку и стал сеять соль. Находчивый Паламед положил в борозду сына Одиссея, младенца Телемака, и тогда Одиссей признался в притворстве. Рельеф так и изображает Одиссея с плугом, который тянут конь и бык, а внизу, под их копытами, играющего Телемака.
Второй рельеф сложнее: он взят у Аполлодора (это такой сказитель-поэт). Главный герой — Ахиллес, переодетый в женскую одежду, был спрятан матерью Фетидой, не хотевшей отпускать его на Троянскую войну, среди дочерей Ликомеда на острове Скирос. Одиссей, проникнув туда под видом купца, разложил драгоценности вперемешку с доспехами, и издал военный клич. Ахиллес, вооружившись мечом, собрался защищать испугавшихся дочерей Ликомеда. Так Одиссей обнаружил Ахилла, участие которого в Троянской войне было необходимо для победы ахейцев.
Мастерская Кампиони поставляла эти картины в алебастре в разные московские дома, их можно увидеть на Старой Басманной, 23, на Спартаковской улице, 2, в Лялином переулке, 3.
Сантино Кампиони — скульптор из Италии, который сначала работал в Петербурге, а в 1795 году переехал в Москву. Его мастерская славилась на весь город и изготовила огромное количество лепного декора для Первопрестольной. А сын Сантино, Петр Сантинович, не только продолжил дело отца, но и пошел по стопам деда — архитектора. И даже основал Московское архитектурное общество. Но это уже другая история.