Банши в фольклоре Ирландии – старухи-плакальщицы, предвещающие скорую смерть. Реже их представляют в образе прекрасной бледной девы. В любом случае, существа эти насквозь мистические, проходящие по одному разряду с феями. И когда одна из них появляется на телеэкране, пыхтит вонючей трубкой и скалит побуревшие от никотина зубы, – жди беды!
К чему это я?.. Ах да, под занавес уходящего года любителей синематографа наконец-то порадовали отличным фильмом! Режиссёр и сценарист Мартин Макдона (Макдонах) сумел повторить... не успех, об этом говорить ещё рано, но уж точно накал таких шедевров, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге». Премьерный показ картины «Банши Инишерина» состоялся в сентябре на Венецианском кинофестивале, и зрители, не поверите, рукоплескали аж 13 минут! Нашлись и те, кто подверг фильм критике, едины же оказались в одном: новое творение Макдоны – не проходное, оно запоминается и остаётся где-то на уровне подсознания. Тревожные, а местами откровенно тоскливые и заунывные мелодии; блеклые кадры провинциальной сельской жизни; разговоры, действия, история персонажей – всё работает на атмосферу, которая сначала мягко и ненавязчиво обволакивает зрителя, а затем затягивает почище любого кракена. Трепыхайся сколько влезет – из щупалец Макдоны ещё никто не вырывался!
Постараюсь не слишком раскрывать сюжет, но совсем без спойлеров вряд ли получится. Не лишайте себя удовольствия первооткрывателя и прежде, чем читать дальше, посмотрите картину. Она того стоит. А после, надеюсь, обсудим в комментариях.
Перед нами тихий островок Инишерин у берегов Ирландии. Тихий настолько, что пусти кто неосторожно газы на одном его конце, то жители другого тотчас начнут гадать, что же такого тот ел на обед. Провинциалы знают друг про друга всё и, кажется, ничто не может нарушить их размеренного течения жизни – даже пушечные раскаты, доносящиеся с «большой земли». Пока в Ирландии творятся «серьёзные дела», а проще – идёт самая настоящая гражданская война между сторонниками и противниками сохранения статуса британского доминиона, инишеринцы и в ус не дуют. Им, по сути, нет никакого дела до того, кто победит: «Всё было понятнее, когда мы все вместе воевали против англичан!»
Если кому интересно, то про исторические события тех лет снят неплохой фильм с Лиамом Нисоном «Майкл Коллинз», и, вероятно, главный герой оного вряд ли бы одобрил равнодушие островитян. Но что взять с провинциалов, у которых совсем другие заботы: как бы прокормиться и не умереть. Прежде всего со скуки. «Я не обязан каждый вечер ходить в паб!» - этим словам персонажа Фаррелла, вероятно, рукоплескала бы всякая русская женщина, однако его сестра лишь хмыкнула и удивлённо подняла бровь: да, мол? И что же ты собираешься в таком случае делать? Как планируешь убить оставшееся до смерти время?..
К слову сказать, Колина Фаррелла и Брендона Глисона вместе талантливый ирландский режиссёр снимает не в первый раз. Но если в «Залечь на дно в Брюгге» персонажи держались вместе, то здесь Макдона пустил между актёрами чёрную кошку. То ли от одиночества, то ли от однообразия сельских пасторалей, но Глисон, похоже, окончательно слетел с катушек и больше не желает видеть и знать закадычного друга и собутыльника. Собственно, на этом и строится завязка и интрига фильма.
Дабы не сорваться в банальный пересказ, лишь отмечу: да, годы никого не красят. Лицо Фаррелла покрыла сеть морщин, а упитанный «царь Спарты» из легендарной «Трои» (ну или циничный «гвард» из «Однажды в Ирландии» – кому что больше нравится) подрастерял часть своей солидности. Но впечатления от просмотра это ничуть не портит, актёры органичны в своих образах, веришь, что они и впрямь живут на богом забытом Инишерине, и им действительно нечем заняться, кроме как дуться друг на друга, воровать самогон да заниматься членовредительством.
Причём блестяще играют и актёры второго плана. К сожалению, не знаю имён пронырливого кабатчика и местного копа – любителя рукоблудства и рукоприкладства. Зато Барри Кеоган, исполнивший роль сельского дурачка (у нас таких принято считать блаженными), и Керри Кондон (сестра персонажа Фаррелла), думаю, хорошо знакомы отечественному зрителю. Ну а премилый домашний пёс и чёрная трагической судьбы ослица – это вообще первые кандидаты на «Оскар»!
На одних актёрах и ослах, сколь бы талантливыми и выносливыми они ни были, далеко, ясное дело, не уедешь. И здесь остаётся только присоединиться к зрителям Венецианского фестиваля и... да какие там 13 минут, весь фильм (!) рукоплескать режиссёру. (Скаламбурить, что ли?.. Ладно: снимайте шляпу – те, кто снимает шляпу). Никаких вам закадров, никакого занудства, притянутых за уши диалогов и пояснений. Кадр за кадром словно бы открываешь для себя этот (чуждый, в общем-то, для наших современников) мир. Настенный календарь сообщает, что на дворе 1 апреля 1923 года – а значит, конца гражданской войны ждать уже недолго. (И здесь же объяснение, почему Фаррел просто не звонит другу на мобилу и не зовёт в паб, а коп коротает вечера без интернета и для «снятия напряжения» пользуется исключительно собственным воображением). А из обрывков разговоров и случайно оброненных фраз узнаёшь о людях больше, чем сами они могли бы о себе рассказать.
Напоследок не удержусь от жирного спойлера! Никогда не надо считать себя умнее всех – всегда найдётся рыба покрупнее. Ну а тот, кого окружающие держат за дурака, нередко оказывается вовсе не так глуп. И ключевой вопрос для тех, кто досмотрел «Банши Иниширена» до конца: вы поняли, какое главное и лучшее творение героя Глисона?
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#обзор фильма
#колин фаррелл
#брендон глисон
#мартин макдона
#ирландия
#гражданская война
#трагедия
#провинция
#банши