Найти в Дзене

Так кто же круче, домашники или автозвукеры?

Так все же, кто круче, домашники или автозвукеры? Попробую ответить. Сразу говорю, я выражаю лично свое мнение, вы можете согласиться с этим или нет, дело ваше.

Сразу отвечу тем, кто написал, что "везде свои трудности" и все такое. Да, это так. Но давайте посмотрим в глубину процессов, трудностей, и с помощью какие инструментов это решается.

И начнем мы с очевидного, это с условий прослушивания. Комната или машина.

Какие трудности есть в комнате?

Акустика помещения? Но позвольте, если мы говорим не о залах, а именно о комнатах, то все проблемы акустики помещения, по большей части, сводятся к демпфированию поверхностей и правильном выборе точки прослушивания. Не высшая математика, извините, а чисто механическая работа.

В остальном - практически идеальные условия, место прослушивания четко в центре между источниками звука (колонками), можно двигать и расставлять как угодно.

Интерференция?

Да, имеет место быть. Но она решается правильным проектированием колонок, частотами среза и направлением излучателей. Тоже не сильно трудно, если честно.

Чем домашники всерьез озадачены, это сведением ФЧХ. Куда не плюнь, они озадачены именно этим. Тут недавно мне мысль накинули, мол, почему SQ-шники все время что-то крутят? Потому что пытаются достичь недостижимого идеала. Изменения ФЧХ в реальности не слышно (вспоминаем опыты Сталкера), но ты подсознательно ЧУВСТВУЕШЬ, что что-то не то. Потому что человеку как биологическому виду проблемы с АЧХ известны тысячелетия, а с ФЧХ только лет сто. Еще не выработался в организме механизм правильной оценки и реагирования. Просто что-то не то, а что - фиг его знает.

Как решается вопрос фильтрации в домашке?

Пассивными кроссоверами. Тут домашники реально на две головы круче автозвукеров, за исключением пурпассивщиков (которых почти не осталось). Они знают какие порядки как крутят фазу, Линквиц-Райли, Бессель, фазочастотные характеристики фильтров и вот это все. Автозвукеры этим, как правило, не заморачиваются.

Ну окей, вот мы подобрали частоты фильтрации и собрали колонку. Поставили в нужные места. Что дальше? Настройка уровней? Бывает, но часто мы уже учли ее в кроссовере. даже биампинг (поканалка по-нашему) применяется далеко не всегда.

Эквализация? Бывает, но в основном не требуется, так как достаточно просто подобрать акустику и фильтрацию так, чтобы она была не нужна.

Задержки? А зачем, мы просто сидим посередине, а саб не локализуется. Если он вообще есть.

Теперь давайте к автозвуку.

Только я сразу отвечу тем, кто говорит что о"в машине нельзя сделать нормальный звук". Граждане, вы или никогда не слушали нормального в машине, или не понимаете о чем говорите. Скорее второе, и я постараюсь это показать. Ну и особо отмечу, что да, в едущем автомобиле, со всеми его шумами дороги, мотора и прочего, действительно сделать это невозможно. Поэтому я буду говорить о стоящем автомобиле.

Начнем с того, что автомобиль это место действительно крайне сложное для построения правильного звука.

И это определяет весь тот инструментарий, который необходим для постройки этого правильного звука. Под правильным звуком я имею ввиду правильную звуковую сцену, тоналку, слушабельную АЧХ. Да, замечу еще, что касаемо ФЧХ системы в автозвуке действительно мало кто заморачивается. Специфика, хватает других проблем, чтобы еще греть голову этим. Пурпассивщики это делали, но они почти вымерли, я уже говорил.

Так вот, начнем с фильтрации.

Да, есть недорогая акустика с имеющимися простенькими кроссоверами. Но нам это не подходит, именно в силу специфики пространства. Возможность поменять частоту раздела полос дает нам возможность настраивать сцену. Поэтому что? Мы вынуждены начать пользоваться активными фильтрами!

И тут нам нужно учитывать как их качество, так и различные порядки, их фазовые особенности, точность и прочие факторы.

Иногда фильтрация делается по-разному с каждой стороны. Нечасто, но бывает.

Что насчет уровней полос?

В домашке это уже, как правило, решено на уровне кроссовера, заранее. Но иногда биампингом тоже решается. А в автомобиле? Нам нужно не только свести по уровню, например, твитер и мидвуфер, но неплохо бы сделать это еще и с каждой стороны!

Задержки?

Даже говорить не стоит, в домашке их просто нет, в автомобиле нам нужно минимум 6 каналов, а лучше 8. И с этим надо уметь работать, знать тонкости и хитрости работы оборудования и типа оборудования.

Эквализация?

Вот тут давайте поподробнее. Смотрите,  почему она вообще может потребоваться? Например, неравномерность АЧХ самой акустики или усилителя. Обычно эту проблему решают еще на стадии подбора компонентов, а так же выбора частот раздела, я об этом писал выше.

Что еще может добавить проблем в АЧХ? Резонансы, стоячие волны, переотражения. Давайте подумаем, где этого всего у нас больше? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в машине! Да, нам приходится со всем этим бороться. Как?

- Подбором автомобиля под проект

- Правильным размещением акустики (места и направление)

- Тщательным подбором компонентов

- Шумовиброизоляцией

- Частотами и порядками срезов

- Правильной эквализацией

Неплохой  такой список, чтобы построить не просто красивую АЧХ, но и звучащую АЧХ. Можно изнасиловать все тупо эквалайзером, выгладить в яицко АЧХ и напрочь убить звук! А можно коснуться его пару раз, или вообще не трогать, но сделать круто другими инструментами, которые я перечислил выше. Да еще и мог что-то забыть.

Ну как вам? Достаточно аргументировал, чтобы понять простую истину:

- Для постройки равного по качеству звука дома и в авто, автозвуковик должен обладать на порядок более высокими навыками и владеть в разы бОльшим количеством инструментов настройки!

Ну и ответ, который обещал дать тем домашникам, которые считают, что в машине нельзя построить правильный звук. Они правы, теми инструментами, которые используются в домашке, действительно нельзя. Если разобраться, то домашний звук не развивается уже лет пятьдесят-шестьдесят. Да, используются новые материалы для производства акустики, усилителей и т.д. Но по сути - стагнация.

А вот инструменты автозвукеров развиваются каждый год. Их становится больше и они становятся все более навороченными. И с помощью ЭТИХ инструментов построить отличный звук в авто конечно же можно. Так что те, кто говорит что нельзя, просто не владеют этим искусством. Или даже проще - ремеслом.

Без обид, домашники, лично я вас очень уважаю, даже если вы не уважаете автозвукеров. Но сложное пространство автомобиля вынудило нас искать способы. И мы продвинулись вперед лет на 40 дальше вас. У вас есть крутые фишки, которые пока не внедрены в автозвук, например КИХ-фильтры (FIR), но дело до этого обязательно дойдет.

Да, кстати. Все инструменты, что оя описал, вы можете освоить из материалов нашей Распродажи, которая стартует уже завтра. Залетайте тут: https://caraudioschool.ru/bigsale2022/

Успехов!
Ваш Сергей Туманов.