Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

Сенсорная интеграция: стандартизированные опросники для родителей, воспитателей, учителей

Оглавление
В некоторых случаях – например, при работе с детьми с РАС, – специалист не может использовать тесты для диагностики из-за состояния ребёнка. Тогда обращаются к опросникам по сенсорной интеграции. О некоторых опросниках и их преимуществах читайте в нашей статье.

Стандартизированные опросники помогают определить индивидуальные свойства и качества респондента через ответы на определенные вопросы им самим или его окружением.

Авторы опросников так же, как и авторы тестов, при составлении собирают обширную информацию и находят «среднее значение» (подробнее о тестах писали здесь и здесь). Для этого опрашивают родителей, воспитателей, учителей. Это помогает понять, что является типичным для большинства людей, а что – редким и может указывать на некие сенсорные трудности.

От теста опросник отличается тем, что в опроснике состояние сенсорных систем оценивают через ответы на определённые вопросы. Отвечает сам ребёнок или его родители, воспитатели, учителя.

Плюсы опросников

  • Не имеют ограничений в применении. Их часто используют в работе с детьми с РАС.
  • Дают надёжную оценку вне зависимости от опыта специалиста, обрабатывающего опросник.
  • Требуют мало времени на заполнение и обработку (в сравнении с тестами).

Минусы опросников

  • Зависят от оценки окружающих, чем снижают объективность. Окружающие могут оценить более сдержанно или ярко, и это повлияет на результаты.
  • Их не всегда их хотят заполнять.
  • Могут зависеть от социальных и культурных особенностей. Поэтому стандартизация опросников – большая работа.

Примеры стандартизированных опросников

Sensory Profile – 2

Опросник Сенсорный Профиль (вариант 2) был разработан Винни Данн и опубликован в 2014 году.

Опросник имеет несколько форм:

  • для младенцев от рождения до 6 месяцев;
  • для тодлеров от 6 до 35 месяцев;
  • для детей и подростков от 3 до 14  лет 11 месяцев.

Опросник предлагает определить ведущую сенсорную дисфункцию и ведущий тип реакции на сенсорные ощущения. Может выявить сенсорные трудности в слуховой, визуальной, тактильной, двигательной, постуральной и оральной сфере, а также в поведении, социальном взаимодействии и внимании.

Sensory Profile – 2 не адаптирован под русскоязычную аудиторию. Он может натолкнуть нас на определённые размышления, но его результаты нельзя считать верными.

Чем интересен этот опросник?

Его автор, Винни Данн, сформулировала важную идею в теории сенсорной интеграции: если у ребёнка гипочувствительность, и она стабильна; если ребёнок не пытается с этим справиться – он будет показывать такое поведение, как низкая регистрация. Т.е. ребёнок будет вялым, невключённым, медленным, непоследовательным, будет выбирать повторяющиеся действия. Если ребёнок пытается справиться с гипочувствительностью, он выбирает сенсорный поиск – ищет ощущения, чтобы найти то, что ему нужно, и поднять свой уровень возбуждения. Если мы ЧАСТО видим такое поведение у ребёнка, можем говорить, что у него гипочувствительность.

Так же и у взрослых: если мы слушаем монотонную лекцию, происходит дефицит новых ощущений, и наш мозг начинает «засыпать». Это состояние можно назвать «низкая регистрация» (мозгу нечего регистрировать). Что мы можем делать, чтобы слушать? Потянуться, открыть окно, теребить себя за ухо и т.п.

-2

Примеры вопросов, связанных с ощущением движения:

  • Поворачивает все тело, чтобы посмотреть на вас.
  • Держится за стены или перила.
  • Боится высоты или падения.
  • Рискованно двигается и забирается куда-либо так, что ставит под угрозу личную безопасность.

Варианты оценки: никогда, редко, иногда, часто, всегда.

В соответствии с ответами набирается определённое количество баллов, которые вносим в таблицу. По результатам определяем, где у ребёнка гипо- и гиперчувствительность.

-3

Sensory Processing Measure

Опросник для оценки сенсорной обработки был разработан Дианой Пархам, Шерил Экер и др. и опубликован в 2007 году.

Имеет несколько вариантов:

  • SPM-p для дошкольников от 2 до 5 лет;
  • SPM для школьников от 5 до 12 лет.

SPM оценивает три ключевых параметра, основанных на теории сенсорной интеграции:

  • оценка сенсорных систем (визуальная, слуховая, тактильная, проприоцептивная и вестибулярная), а также праксис и социальное участие, которые являются интегративными функциями сенсорных систем;
  • оценка уязвимостей сенсорной интеграции. На основе информации об обработке в каждой сенсорной системе делаем вывод о недостаточной и чрезмерной чувствительности, сенсорном поведении (поведение, которое говорит о нарушении сенсорного восприятия и сенсорной обработки в целом), проблемах с восприятием;
  • оценка в разной среде (школьном автобусе, на занятии музыкой, детской площадке, столовой).

Примеры вопросов в разделе «Баланс и движение»:

  • Избегает активности, связанные с равновесием, такие как ходьба по бордюрам или неровной поверхности?
  • Падает со стула, когда меняет положение тела?
  • Не может удержать себя при падении?
  • Будто не испытывает головокружения тогда, когда обычно его испытывают другие?

Варианты оценки: никогда, иногда, часто, всегда.

-4

После проведения теста и заполнения опросника мы можем использовать Инструмент для интерпретации оценки в сенсорной интеграции Айрес – он «сводит» воедино полученные на диагностике данные и позволяет максимально точно определить сенсорные дисфункции в разных системах:

-5

Но следует помнить, что не все тесты универсальны по возрасту или трудностям ребёнка. Есть дети, которых мы не можем протестировать напрямую – в этих случаях используют нестандартизированные опросники. О них расскажем в следующей статье.

*****

Если вы хотите получать из «первых рук» практикующих экспертов актуальные знания по сенсорной интеграции, иметь возможность общаться с коллегами из разных городов и задавать вопросы тем, кто давно занимается сенсорной интеграцией, – вступайте в Закрытый Клуб по сенсорной интеграции! Сейчас идёт набор во второй сезон, до конца декабря цена снижена:

Смотреть программу Клуба и цену участия

Материал статьи подготовлен по лекции в рамках Закрытого Клуба «Стандартизованные методы диагностики по сенсорной интеграции» Сафронова Романа Афраимовича - эрготерапевта, тренера/эксперта DIR/Floortime, специалиста по сенсорной интеграции, сооснователя коррекционного центра «Вовремя».