В некоторых случаях – например, при работе с детьми с РАС, – специалист не может использовать тесты для диагностики из-за состояния ребёнка. Тогда обращаются к опросникам по сенсорной интеграции. О некоторых опросниках и их преимуществах читайте в нашей статье.
Стандартизированные опросники помогают определить индивидуальные свойства и качества респондента через ответы на определенные вопросы им самим или его окружением.
Авторы опросников так же, как и авторы тестов, при составлении собирают обширную информацию и находят «среднее значение» (подробнее о тестах писали здесь и здесь). Для этого опрашивают родителей, воспитателей, учителей. Это помогает понять, что является типичным для большинства людей, а что – редким и может указывать на некие сенсорные трудности.
От теста опросник отличается тем, что в опроснике состояние сенсорных систем оценивают через ответы на определённые вопросы. Отвечает сам ребёнок или его родители, воспитатели, учителя.
Плюсы опросников
- Не имеют ограничений в применении. Их часто используют в работе с детьми с РАС.
- Дают надёжную оценку вне зависимости от опыта специалиста, обрабатывающего опросник.
- Требуют мало времени на заполнение и обработку (в сравнении с тестами).
Минусы опросников
- Зависят от оценки окружающих, чем снижают объективность. Окружающие могут оценить более сдержанно или ярко, и это повлияет на результаты.
- Их не всегда их хотят заполнять.
- Могут зависеть от социальных и культурных особенностей. Поэтому стандартизация опросников – большая работа.
Примеры стандартизированных опросников
Sensory Profile – 2
Опросник Сенсорный Профиль (вариант 2) был разработан Винни Данн и опубликован в 2014 году.
Опросник имеет несколько форм:
- для младенцев от рождения до 6 месяцев;
- для тодлеров от 6 до 35 месяцев;
- для детей и подростков от 3 до 14 лет 11 месяцев.
Опросник предлагает определить ведущую сенсорную дисфункцию и ведущий тип реакции на сенсорные ощущения. Может выявить сенсорные трудности в слуховой, визуальной, тактильной, двигательной, постуральной и оральной сфере, а также в поведении, социальном взаимодействии и внимании.
Sensory Profile – 2 не адаптирован под русскоязычную аудиторию. Он может натолкнуть нас на определённые размышления, но его результаты нельзя считать верными.
Чем интересен этот опросник?
Его автор, Винни Данн, сформулировала важную идею в теории сенсорной интеграции: если у ребёнка гипочувствительность, и она стабильна; если ребёнок не пытается с этим справиться – он будет показывать такое поведение, как низкая регистрация. Т.е. ребёнок будет вялым, невключённым, медленным, непоследовательным, будет выбирать повторяющиеся действия. Если ребёнок пытается справиться с гипочувствительностью, он выбирает сенсорный поиск – ищет ощущения, чтобы найти то, что ему нужно, и поднять свой уровень возбуждения. Если мы ЧАСТО видим такое поведение у ребёнка, можем говорить, что у него гипочувствительность.
Так же и у взрослых: если мы слушаем монотонную лекцию, происходит дефицит новых ощущений, и наш мозг начинает «засыпать». Это состояние можно назвать «низкая регистрация» (мозгу нечего регистрировать). Что мы можем делать, чтобы слушать? Потянуться, открыть окно, теребить себя за ухо и т.п.
Примеры вопросов, связанных с ощущением движения:
- Поворачивает все тело, чтобы посмотреть на вас.
- Держится за стены или перила.
- Боится высоты или падения.
- Рискованно двигается и забирается куда-либо так, что ставит под угрозу личную безопасность.
Варианты оценки: никогда, редко, иногда, часто, всегда.
В соответствии с ответами набирается определённое количество баллов, которые вносим в таблицу. По результатам определяем, где у ребёнка гипо- и гиперчувствительность.
Sensory Processing Measure
Опросник для оценки сенсорной обработки был разработан Дианой Пархам, Шерил Экер и др. и опубликован в 2007 году.
Имеет несколько вариантов:
- SPM-p для дошкольников от 2 до 5 лет;
- SPM для школьников от 5 до 12 лет.
SPM оценивает три ключевых параметра, основанных на теории сенсорной интеграции:
- оценка сенсорных систем (визуальная, слуховая, тактильная, проприоцептивная и вестибулярная), а также праксис и социальное участие, которые являются интегративными функциями сенсорных систем;
- оценка уязвимостей сенсорной интеграции. На основе информации об обработке в каждой сенсорной системе делаем вывод о недостаточной и чрезмерной чувствительности, сенсорном поведении (поведение, которое говорит о нарушении сенсорного восприятия и сенсорной обработки в целом), проблемах с восприятием;
- оценка в разной среде (школьном автобусе, на занятии музыкой, детской площадке, столовой).
Примеры вопросов в разделе «Баланс и движение»:
- Избегает активности, связанные с равновесием, такие как ходьба по бордюрам или неровной поверхности?
- Падает со стула, когда меняет положение тела?
- Не может удержать себя при падении?
- Будто не испытывает головокружения тогда, когда обычно его испытывают другие?
Варианты оценки: никогда, иногда, часто, всегда.
После проведения теста и заполнения опросника мы можем использовать Инструмент для интерпретации оценки в сенсорной интеграции Айрес – он «сводит» воедино полученные на диагностике данные и позволяет максимально точно определить сенсорные дисфункции в разных системах:
Но следует помнить, что не все тесты универсальны по возрасту или трудностям ребёнка. Есть дети, которых мы не можем протестировать напрямую – в этих случаях используют нестандартизированные опросники. О них расскажем в следующей статье.
*****
Если вы хотите получать из «первых рук» практикующих экспертов актуальные знания по сенсорной интеграции, иметь возможность общаться с коллегами из разных городов и задавать вопросы тем, кто давно занимается сенсорной интеграцией, – вступайте в Закрытый Клуб по сенсорной интеграции! Сейчас идёт набор во второй сезон, до конца декабря цена снижена:
Смотреть программу Клуба и цену участия
Материал статьи подготовлен по лекции в рамках Закрытого Клуба «Стандартизованные методы диагностики по сенсорной интеграции» Сафронова Романа Афраимовича - эрготерапевта, тренера/эксперта DIR/Floortime, специалиста по сенсорной интеграции, сооснователя коррекционного центра «Вовремя».