Старый холодильник на даче встретил меня молчаливой лужей – сок размороженных ягод на полу отражал закат и выглядел частью картины импрессиониста. Но это меня совсем не восхитило.
Предстояло убрать испорченные запасы и готовить деньги на ремонт: морозильная камера ломается регулярно раз в два года, и с этим нужно как-то жить. Покупать новый холодильник нет ни денег, ни резона.
Открываю всем известный сайт объявлений. Предложений море! Вот, например, частный мастер Дмитрий Туполев готов работать всего за 90 рублей: симпатичный мужчина на фото поглаживает компрессор такого же «Индезита», как и тот, что стоит у меня. Ой, а вот снова объявление от Дмитрия Туполева. Только на фото пухлый юноша, а холодильник и вовсе «Юрюзань». Погодите-ка, листаю я ленту, а вот третья ипостась господина Туполева – пожилой добряк с паяльником в руке.
На один номер я написала, на другой позвонила, и в обоих местах ответили немедленно. Бедняга мастер, и как он все успевает, фальшиво посочувствовала я. На самом деле тут все ясно: многоликий ремонтник - просто колл-центр, в котором все эти звонки обрабатываются. Но вот чем он отличается от честных работников отвертки и мультиметра?
Этот вопрос я задала настоящему мастеру, с которым сотрудничаю уже много лет. Ильдар в недавнем прошлом и сам был частью этой разветвленной сети «сервисных центров» и уверяет - это настоящие мошенники.
- Центры собирают заявки по правильно составленным объявлениям, которые всегда стоят в верхних строках поисковиков и агрегаторов. Чтобы найти настоящего специалиста, придется пролистать десятки страниц, и то не факт, что на связи окажется именно мастер, - рассказывает Ильдар. – Частникам просто не пробиться. Платные объявления так подорожали, что честная работа не отбивает стоимость рекламы.
Журналистское любопытство все же заставило позвонить. Как и ожидалось, ответил менеджер, который, впрочем, с готовностью откликался на имя Дмитрий. Он невнимательно выслушал жалобы на неработающий агрегат и сразу взял быка за рога:
- Судя по всему, надо фреон заправить, работа несложная, будет стоить не больше тысячи рублей, - ласково заверил меня приятный мужской голос. – Вызов и консультация бесплатная, к тому же у нас сегодня акция: на ремонт холодильников скидка 15%! Могу приехать через час. Вы в каком районе живете?
Лжедмитрий был так настойчив, что отказаться от его услуг стоило немалых трудов. О том, что меня ждало бы в случае встречи, Ильдар уже рассказал.
- Мелкую технику - кофемашину, ноутбук, микроволновку, могут забрать с собой, якобы на месте ремонт сделать невозможно. Предоплату возьмут обязательно, а вам в лучшем случае оставят заполненный бланк с синими печатями. В дальнейшем технику могут отремонтировать, а могут и оставить на складе. В любом случае забрать ее будет непросто: за работу потребуют чуть меньше, чем стоит новый агрегат, а если потребуете вернуть без ремонта – заплатите за диагностику. Была ли она – вы никогда не узнаете.
Грабеж с улыбкой
Работа с крупной бытовой техникой проходит по другой схеме.
– Вам сразу расскажут, что в озвученную сумму уложиться никак не выйдет, к тому же потребуются дорогие запчасти. Обязательно заверят, что старая техника не чета новой и ремонт себя непременно оправдает, - рассказывает Ильдар.
В «сервисных центрах» этому обучают новичков, и методичка, видимо, написана грамотными психологами, подходы срабатывают почти всегда. Припоминаю, что, действительно, каждый ремонтник старается ввернуть фразу о том, что в новой технике пластик хлипкий, двигатель рассчитан на меньший срок работы - и я вдохновленно соглашалась. Как откровенничает Ильдар, с женщинами проще всего: вовремя улыбнулся, пошутил, сделал комплимент, в общем, добился расположения, а остальное дело техники.
Итак, вы уже прониклись доверием к человеку с чемоданчиком инструментов и готовы расстаться с кровными, лишь бы дряхлый агрегат проработал еще пару лет. Хорошо, если специалист действительно имеет опыт работы с бытовой техникой и может найти причину поломки без помощи роликов в ютубе. Новобранцев в «сервисном центре», конечно, обучают некоторым простейшим операциям: довольно просто даже для неумехи проверить, например, в стиральной машине целостность ТЭН, работоспособность сливного насоса, щетки на двигателе, люфт в подшипниках барабана. Если поломка выходит за рамки элементарного, выкрутиться тоже можно.
Способов пустить пыль в глаза великое множество, например, можно полностью разобрать технику, аккуратно разложив запчасти по квартире. Ильдар уверяет, что это действует на психику и облегчает выкачивание денег – с одной стороны, хозяйка убеждается, что дело серьезное, с другой – хочет, чтобы это поскорее закончилось.
После разборки «специалист» будет демонстрировать пыльные, закопченные или покрытые черной смазкой детали. Обычно найти их в старой технике не составляет труда (причем запчасти могут быть и рабочими, просто непрезентабельного вида), особо ушлые приносят сломанные с собой. И стоимость их замены может неприятно поразить клиента.
- Даже те мастера, кто хорошо разбирается в технике, вынуждены идти на разные уловки, чтобы остаться хоть в небольшом, но плюсе, - сокрушается Ильдар, пряча глаза. Понятно, что для него все это отработанные ходы. Ведь он тоже сотрудничал с сервисным центром.
Как правило, мы видим два вида объявлений: одни подаются от имени частного мастера, другие – от имени компании. Вы удивитесь, но все они сливаются в колл-центр и отдаются одним и тем же «специалистам». Разница только в том, что «представители компании» принесут с собой бланки отчётности с синей печатью и толстый прайс на работы, где рассчитывается стоимость буквально каждого движения, открученного болтика и снятой запчасти. Могут дать гарантию, но не больше 30 дней. Тот, кто выступает в роли частного мастера, обойдется без бланков и гарантии. Впрочем, денег возьмет столько же, а может, и больше. Ведь «сервисный центр» забирает около 60 % от таксы.
Ильдар показывает чат, где с коллегами обсуждают рабочие моменты. Промелькнул один из бланков: работа потянула на 13 тысяч, со щедрой скидкой - 11 тысяч. Что сделано? Разборка холодильника 1800, ремонт блока управления 7800, замена уплотнительной резинки 3400.
- Заменил резинку на двери и все, - комментирует он и смеется, видя мое изумление. К слову, уплотнитель я меняла сама и занимает это от силы 10 минут…
Советы от профи
Как же отремонтировать технику и не попасться на уловки хитрых «рукоделов»?
Обращайтесь в официальный сертифицированный сервис, который есть у каждого крупного бренда.
Если в вашем городе такого нет или техника устаревшая, ищите мастера по рекомендации. И проверяйте все до мелочей. Замена запчастей? Требуйте не только чеки о покупке новых запчастей, но и старые, сломанные. Их нужно проверить по артикулу, чтобы не получить на руки детали от другой техники.
Стойте «над душой», не стесняйтесь. Пусть объясняет каждое движение. За доверчивость придется расплачиваться настоящими деньгами.
Требуйте прайс на работы до начала, а не после. Возможно, за открученную гайку будут требовать по 500 рублей. Лучше сразу распрощаться с таким ремонтником.
Ольга ЯКОВЛЕВА.