Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Записки карьерного консультанта 04

Есть у меня интересный кейс по профориентации школьников:

Школьник 16 лет не знает, какую профессию выбрать, так как у него нет каких-либо предпочтений и какого-либо любимого предмета. Ему бы хотелось уйти после 10 и поступить в колледж. Раньше рассматривал спортивное направление (но не уверен, так как он занимался любительским спортом и каких-либо высот не достиг).

Довольно часто школьникам сложно сделать выбор из-за неуверенности в себе и не имея ярко выраженных предпочтений. Многие школьники на первых консультациях говорят, что имеют посредственные успехи в учебе и не видят себя в каком-либо предмете. И это вводит их в состояние паники и тревожности.

Однажды ко мне на профориентацию обратился юноша 16 лет, назовём его Андреем (имя изменено). Жил Андрей в обычной семье: мать работает социальным работником в центре социальной адаптации инвалидов, а отец – грузчиком и кладовщиком. Сейчас он обучался в 10 классе, и, здраво оценивая свои способности, понимает, что сдача ЕГЭ будет для него проблемной стороной. Поэтому образование он рассматривал в колледже, и желательно с аттестатом за 9 класс (не хотел терять еще один лишний год).

Так как Андрей не обладал ярко выраженными способностями к каким-либо предметам, то обсудив ситуацию в семье, он решил обратиться к специалисту и записался на профориентацию. Никогда прежде он не обращался к профориентологу или к психологу с запросом, и было заметно, что обсуждать свои проблемы с выбором ему сложно, он очень переживает и волнуется: руки тряслись, избегал смотреть мне в глаза, иногда срывался голос, на некоторые вопросы ему было сложно отвечать.

В ходе первичной беседы я узнала, что предметы, которые нравятся ему больше всего: география, физкультура и литература. Он уже год занимается подработками в Яндекс доставке, любит ходить по городу. Свое свободное время предпочитает проводить с друзьями и за активным времяпровождением: любительские спортивные игры (к слову, спортом он увлекался с детства, попробовал многие направления, но каких-либо высот не достиг и не остановился на каком-либо конкретном виде), посещение спортивных матчей или просто прогулки с друзьями по городу.

__________________________________

Всего нам потребовалось шесть встреч, во время которых мы обсуждали его интересы, мечты, желания, современный ранок труда, рассматривали некоторые профессиональные варианты, а в промежутках между встречами Андрей дома выполнял полезные упражнения, которые позволили ему лучше погрузиться в себя и понять, что ему хочется.

Так, неожиданно для себя, Андрей понял, что ему нравится работать с детьми, учить их и объяснять что-либо, еще – что он всегда выступает организатором совместных мероприятий с друзьями, у него развито довольно много полезных профессиональных качеств, а варианты профессией, которые его заинтересовали, имеют различный уровень образования, и обучение в колледже может стать одной из ступенек.

Тогда мы остановились на четырех профессиональных направлениях:

-учитель физкультуры в школе. Им возможно работать сразу после обучения в колледже. Единственное, что беспокоило Андрея – это неуверенность, что у него получиться сдать спортивные нормативы для поступления. Но изучим их, он решил, что все не так страшно и подготовиться ему возможно. Обучение возможно, как после 9 класса, так и после 11.

-спортивный тренер. Для работы необходимы еще дополнительные курсы повышения квалификации. Колледж тот же.

-спортивный журналист. Для работы необходимы также дополнительные курсы повышения квалификации, в то время как на журналистику учат только в Вузах. Но возможен и другой вариант: обучение сначала на редактора (достаточно колледжа), а затем дополнительные курсы переквалификации. Этот маршрут возможно исполнить только после 11 класса.

-организатор квестов по городу. Для этого дополнительного образования не нужно, достаточно любого средне-профессионального образования и изучение механики построения квестов и организации их проведения.

Больше всего Андрею понравилась мысль, что ему не придется делать выбор из этих вариантов, так как совместить их довольно просто, а значит он может делать то, что ему нравиться и быть свободным. В завершении наших встреч, Андрей решил все же попробовать поступить в спортивный колледж на учителя физкультуры, а дальше уже постепенно рассматривать и готовиться к каждому из вариантов.

Провожу групповые тренинги и индивидуальные консультации по вопросам профориентации и карьерного консультирования.

Также работаю по вопросам разработки профориентационных игр, разработке планов уроков и тренингов.

Автор: Толманова Евгения Ивановна
Специалист (психолог), Профессиональное развитие

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru