Найти в Дзене
Смотровая площадка

Топ-10 лучших зарубежных фильмов за 2022 год. Выбор кинокритика Ларисы Малюковой

Оглавление

Привет, дорогие читатели. Страшный год заканчивается, надолго изменив все, что раньше казалось постоянным, хрупким, утойчивым. Киноиндустрия тоже испытала шок, о том, что с ней происходит, мы рассказывали и будем рассказывать в этом дзен-канале. Но прямо сейчас — время побыть с семьей. Постараться хотя бы на время забыть о плохом. Мы попросили Ларису Малюкову составить лучшие топ-10 зарубежных и топ-10 российских фильмов, которые вышли в 2022-м году. Предлагаем эти два важных списка вашему вниманию. Обязательно посмотрите что-то на длинных новогодних каникулах. И готовьтесь: совместно с «Артдокфестом» редакция «Новой газеты» скоро объявим расписание нашего фестиваля доккино, который пройдет с 3 по 13 января.

Но прямо сейчас — списки лучших фильмов. Начнем с зарубежных.

«Банши Инишерина»

Режиссер: Мартин Макдонах

Кадр из фильма «Банши Инишерина»
Кадр из фильма «Банши Инишерина»

Автор «Трех билбордов» и «Залечь на дно в Брюгге» возвращается с язвительной притчей о людях. Их многолетних связах и разрывах рукопожатий по-живому, так, чтобы кровь с пальцев капала. Здесь ирландская меланхолия и бесшабашность, абсурд Беккета, кельтские мифы с живыми ведьмами и размах Шекспира.

А на горизонте неизлечимого конфликта между героями — маячит гражданская война. Собственно, вся история и есть метафора войны между близкими. Войны, у которой безумное, дурацкое начало. И у которой нет конца.

«Решение уйти»

Режиссер: Пак Чхан Ук

«Решение уйти». Кадр: Кинопоиск
«Решение уйти». Кадр: Кинопоиск

Тягучий неонуар с подкладкой тайны и эротики.

За этот фильм создатель «Олдбоя» и «Служанок» совершенно справедливо назван лучшим режиссером каннского смотра.

Головокружительный триллер с шелковой подкладкой, который не случайно сравнивают и с хичкоковским «Головокружением, и с «Основным инстинктом». Детектив — гонка за неизвестным. Но кто здесь за кем охотится? Как в темном мире «Порочных игр» или шпионских страстях «Маленькой барабанщицы», автор сосредоточен на исследовании странных напряженных отношений мужчины и женщины, в которых охотник и добыча меняются местами. А постепенно и сама охота теряет смысл: если сыщик найдет виновного, завершится их роман.

«Тар»

Режиссер: Тодд Филд

Поразительная работа Кейт Бланшетт. Кадр из фильма «Тар»
Поразительная работа Кейт Бланшетт. Кадр из фильма «Тар»

Режиссер возвращается с драмой о природе славы и власти. Поразительная работа Кейт Бланшетт, для которой и писалась роль всемирно известного дирижера Лидии Тар. Профессиональные музыканты ее критикуют, однако Бланшетт сколь погружается в роль «маэстро», столь же держит дистанцию, иронический прищур.

Здесь качели между феминизмом и патриархальностью, между me too-истерией и феминизмом раскачиваются с рискованной амплитудой. Того и гляди героиню снесет.

На Венецианском фестивале Бланшетт получила приз Кубок Вольпи и стала одной из главных претенденток на «Оскар».

«Сядь за руль моей машины»

Режиссер: Рюсукэ Хамагути

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»

Вольная фантазия на тему рассказа Мураками. Философская поэма о жизни и театр.

Герой фильма репетирует «Дядю Ваню» и с помощью Чехова пытается вернуть себе смыслы существования.

Монолог Сони про ангелов и небо в алмазах в его спектакле произносит с помощью рук немая корейская актриса. Каждая фраза понятна и значима: «А когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали».

«На Западном фронте без перемен»

Режиссер: Эдвард Бергер

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен»

Самая своевременная кинопремьера 2022 года.

На Netflix вышла поражающая жестокостью душераздирающая интерпретация романа Ремарка, на этот раз немецкая. И это многое объясняет. Историю о мальчиках на чужой войне, которые не приходят домой, начали снимать почти два года назад, но насколько же она оказалась жгуче актуальной!

Сравнивать картину Эдварда Бергера («Ваша честь», «Германия 83» или «Телефон полиции — 110») с романом или другими экранизациями — дело безнадежное. Это авторская интерпретация, бесстрастно вычеркивающая целые главы (как, например, отпускная жизнь героя — чужого в мирной жизни), полностью сосредоточенная на главном — круговерти кровопролития и хаоса.

Снятое на немецком языке несколько монотонное, но страстное кино Бергера — возвращение к почти забытому «вопросу вины», к осознанию катастрофы, которую несет война, разрушающая природу человека.

Бергер пишет свое мегаполотно (почти два с половиной часа) маленькой кистью, сосредотачиваясь на цепких деталях, демонстрирующих кошмар, бессмысленность и рутину войны. Войны как широкомасштабной индустрии по производству смерти. Это ощущение создает и механическая музыка Фолькера Бертельсманна, скрежещущая, как заводской конвейер, воющая, насыщенная зловеще хрипящей электроникой и ударами малого барабана, звучащими как выстрелы.

Вот идет гигантская стирка после битвы. В чанах ворочают тяжелые шинели, сливают красную воду. Вот швейные мастерские, здесь мастерицы штопают прорехи — отверстия от пуль на выстиранных шинелях. На одной бирка с надписью: «Генрих».

Этого случайного солдата камера выхватит в первые минуты боя. Через минуту убитый Генрих свалится замертво. Паулю дадут чистую шинель с чужим именем. Ошибка? Конечно! Унтер-офицер быстро срывает этикетку с именем.

Шинель Генриха — макгаффин войны и символ. Униформа важнее имени, самого человека. Умершего списывают, униформа продолжает воевать.

«Треугольник печали»

Режиссер: Рубен Эстлунд

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали»

«Золотая пальмовая ветвь». Хотя Эстлунд («Квадрат») несколько переборщил как минимум с хронометражем и карикатурностью, его фарсовая трагикомедия — беспощадная сатира на современное общество.

Локальный апокалипсис, притча о гибели элит в трех частях с цитатами из «Капитала» Маркса

и бермудским треугольником печали, куда постепенно проваливаются рвущиеся к успеху герои.

«Фабельманы»

Режиссер: Стивен Спилберг

Кадр из фильма «Фабельманы»
Кадр из фильма «Фабельманы»
Семейный альбом, автофикшн выдающегося режиссера.

Первые шаги в кино (он сделал их еще в младших классах), болезненная тема еврейства, первая влюбленность.

Но прежде всего магия кино. Увлечение пересъемками голливудских фильмов школьника Стивена, который вскоре осознает, что может стать волшебником и управлять чувствами людей. Их слезами и смехом.

Нарядное ретро, за прозрачными завесами которого угадываются мотивы экзистенциальной драмы.

«Иа»

Режиссер: Ежи Сколимовский

Кадр из фильма «Иа»
Кадр из фильма «Иа»

Философская фреска современного классика вдохновлена шедевром Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар», в котором, как точно подметил Годар: «Весь мир за полтора часа».

Снова «весь мир» — глазами ослика.

Но вместо тихого сожаления о бездушии мирового устройства, картина Сколимовского пропитана почти безнадежной, неистребимой меланхолией.

«Лакричная пицца»

Режиссер: Пол Томас Андерсон

Кадр из фильма «Лакричная пицца»
Кадр из фильма «Лакричная пицца»
Ромком с электрическим зарядом, новогодний подарок и киноманам и самой широкой аудитории.

Режиссер совершает путешествие в семидесятые, в котором реальная картинка деформируется, покрывается золотой пылью ностальгии, теплом палящего солнца, нагло смотрящего в объектив.

«Часть неба»

Режиссер: Михаэль Кох

Кадр из фильма «Часть неба»
Кадр из фильма «Часть неба»

Простая деревенская история трансформирована в универсальный миф.

В каком-то смысле это «красавица и чудовище», но на распевный швейцарский диалект.

И долгое — длиной в три зимы — изгнание из рая.

Изумительной красоты камерная трагедия с медленной поступью.

...На этом все.

В следующем выпуске рекомендаций — топ 10 российских фильмов 2022 года по версии кинокритика Ларисы Малюковой / «Новой газеты».

Подписывайтесь на дзен-канал про кино, чтобы ничего не пропустить. Читайте Ларису Малюкову в телеграме. И высказывайтесь в комментариях, удалось ли вам что-то из этого списка уже посмотреть? Или, на ваш взгляд, мы о чем-то забыли?