Найти в Дзене

Почему в русской литературе гаданье на Святках «страшное», а новогодний бал - «ярмарка невест»

Приближаются новогодние праздники, в прошлом году я писала про Диккенса и европейское Рождество.

А как в России в начале ХIХ века относились к этим праздникам?

Святки включали в себя целый цикл зимних праздников: с 24 декабря по 6 января. Это Сочельник – вечер накануне Рождества, само Рождество, Новый год и дни до Крещения. Святки как религиозный праздник имеет символику, соотносящуюся с евангельскими текстами. Кроме того, дни празднования от Рождества до Крещения во все времена были окружены мистическим, таинственным ореолом. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события.

Литературная традиция «Святочного рассказа» началась с публикации в декабрьском номере «Московского телеграфа» за 1826 год произведения Н.А. Полевого. В зимний святочный вечер друзья собираются вместе и рассказывают друг другу истории. «Днем катанье: саней пятьдесят едут одни за другими, что говорится, дуга на дуге, как свадебный поезд; вечером начнутся фанты, песни, гаданье: бегаем полоть снег, слушать под окнами... Вот уж праздник! Что за веселье! Старики и старухи, молодежь, дети ходят в гости с утра до вечера. У всякого на столе питеры и едеры, как говорят сибиряки. Русскому хлебосольству полный разгул. Хворосты, тарки, сахарники». Нам сейчас и неведомы перечисленные угощения.

По ёмкому выражению А. Шаховского, «вечера народного веселья» были необходимы, чтобы ублажить нечистую силу: «веселье, смех, озорство объясняются стремлением человека воздействовать на будущее» (в соответствии с пословицей – «как встретишь Новый год, так его и проведёшь»). Считалось, что чем веселее человек проводит начало года, тем благополучнее будет год…

Но вот гаданье на Святки сопровождалось эпитетом «страшное», потому что не всегда следует заглядывать в будущее. Традиция мистического проникновения в будущее складывается в повестях русских романтиков (Н.П. Вагнер «Любка», А.А. Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье», Д.В. Григорович «Рождественская ночь», В.И. Даль «Авсень»). В повести А.А. Бестужева-Марлинского «Страшное гаданье» из повествования мы узнаем, что главный герой в канун Нового года, соответственно, на Святки, был приглашен на бал, во сне офицера именно бал способствует рождению инфернальных смыслов . Каждый структурный компонент бала имеет оборотную сторону («нечистую»). Ритуал гадания является символическим переходом в другой мир. В рассказе часто со стороны дьявола произносятся справедливые упреки в адрес человечества, с одним из которых трудно не согласиться, тем более оно звучит справедливо и по отношению к сегодняшнему дню: «Неужели вы думаете, что огонь здесь не жжет, женщины не ветреничают, и мужья не носят рогов ? Слава богу, эта мода, я надеюсь, не устареет до конца света!»

Помните, и А.С. Пушкин предупреждает читателя о «чудном сне» Татьяны:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь…

Эти предсказания сбылись на именинах героини. Во время бала Онегин обидел Ленского ухаживаниями за Ольгой. После роковых событий Татьяну везут в Москву на «ярмарку невест».

-2

Эту тему развивает В. Ф. Одоевский в стихотворении «Бал»:

«Открылся бал. Кружась, летели

Четы младые за четой;

Одежды роскошью блестели,

А лица - свежей красотой».

«Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана определить тип социального поведения внутри дворянской культуры, - пишет Ю.М. Лотман, - Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникала грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции (от входа в залу до разъезда), фиксированные значения, стили поведения».

В знаменитом стихотворении М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою» есть подзаголовок «1 января», а именно описание новогоднего празднества, образы великосветского бала: «пёстрая толпа», «шум толпы людской», «дикий шёпот затверженных речей», «образы бездушные людей», «красавиц городских давно бестрепетные руки». Они передают холод, мертвенность, пустоты городского бала, притворство и привычку, царящие в этом узком мирке.

Забота о выборе жениха в России ложилась на родителей, родственников и свах, которых всегда хватало. Но так найти жениха можно было только в своем кругу, а хотелось-то большего, не зря ведь кумушки рассказывали, как бесприданницы благодаря красоте становились графинями и княгинями. Если не хватало средств, то брали в долг, справляли дочерям бальные платья, благо драгоценности носить девицам не полагалось, и ехали в первопрестольную. Балы в московском Благородном собрании еще в XVIII веке стали в России своеобразной «ярмаркой невест".

В бальном зале девушки, заранее ангажированные на танцы, сидели или стояли рядом с матерью и родственниками. Пока шли танцы, отходить с этого места не полагалось, чтобы кавалерам не пришлось их разыскивать по залу. В перерывах между танцами можно было подойти поболтать к подругам, знакомым, родственникам. Девушке прогуливаться по залу в одиночестве было не принято, а вместе с молодым человеком – только после помолвки.

Не все помнят, что первый бал Наташи Ростовой был балом новогодним и приходился на 31 декабря 1809 года.

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни… На них белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по‑бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены... На бале должен был быть дипломатический корпус и государь».

Дворяне умели красиво поздравлять с Новым годом. А для тех, кто не силен в красноречии, но желающих поздравить близких людей с Новым Годом, написав поздравительную открытку на правильном русском языке, были изданы специальные подсказки, например, «Письмовник самоучитель для составления разного рода писем, конторских книг, прошений и разного рода деловых бумаг и актов". Там был специальный раздел «поздравления к случаю». Вот, например, письмо от благодарного сына к родителям:

«Любезные родители!

Вотъ опять наступила эпоха, въ которую я привыкъ высказывать Вамъ всю свою признательность и глубокую любовь. Эти чувства, какъ единственныя въ сынѣ, только возросли и окрѣпли съ годами; потому что ежедневное размышленiе доказываетъ мнѣ Вашу родительскую доброту и напоминаетъ мнѣ о моемъ долгѣ любви къ вамъ, который я никогда не буду въ состоянiи уплатить. Тѣмъ не менѣе, я никогда не забуду о нёмъ и счастливъ, что могу ещё разъ сказать Вамъ объ этомъ

Съ великимъ почтенiемъ сынъ Вашъ

Н.Н.».

Счастья Вам в Новом году, дорогие друзья.

Спасибо, что этот год Вы провели с нами.

И от нас маленький новогодний подарок, стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет»:

-3

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься - и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ