Впереди каникулы — кто-то их совсем не заметит, потому что будет работать как обычно, но значительная часть населения нашей страны всё-таки будет отдыхать.
Значит, самое время наконец-то выделить время и почитать — без спешки и с удовольствием.
Роман, о котором ниже пойдёт речь, конечно, ни к каким праздникам не относится, однако я ставлю задачу не новогоднюю атмосферу создать, а помочь приятно провести время за чтением.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Роман американского писателя Мэтта Раффа «Злые обезьяны» рассказывает о Джейн Шарлотте, арестованной за убийство. Вся книга состоит из её бесед с психиатром, в которых она делится историей своего детства, а также подробностями работы... на сверхсекретную организацию, занимающуюся в том числе ликвидацией «безнадёжных» преступников.
Врач задаёт множество вопросов, пытаясь вывести на чистую воду Джейн, которая рассказывает о том, как её завербовали после столкновения с маньяком, о «стреляющем» инфарктами оружии, об её коллегах из других отделов, чуть ли не «редактирующих» окружающую реальность, невероятных гаджетах и проч.
Читателю самому придётся установить, где Джейн врёт, когда подробности её жизни и работы вызовут неизбежное «так, стоп, это перебор».
Структура романа, ненадёжный рассказчик, напряжённый, но запутанный сюжет — всё это направлено на то, чтобы заставить читателя либо усомниться в реальности происходящего, подвергнуть переоценке известные представления об устройстве мира вокруг, либо решить, что Джейн нагло врёт, вываливая на психиатра (и читателя) гору правдивых, полуправдивых, нелепых или безумных деталей, порождённых её фантазией.
Такой подход роднит книгу Раффа с произведениями Филипа Дика. Даже сам автор сравнивает роман с произведениями классика, а главная героиня «Злых обезьян», к слову, получила имя от сестры Дика, умершей во младенчестве. У Дика примеров подобной «деконструкции мира» много, мне вот первым в голову приходит культовый роман «Убик». Или отличный рассказ «Команда корректировки».
На мой взгляд, сравнение с Диком — это скорее плюс, ведь тот был мастером заставить читателя сомневаться в прочитанном. Однако призываю не думать, что роман Раффа просто копирует тропы и приёмы классика.
«Злых обезьян», к примеру, отличает живая речь рассказчика, которая добавляет динамики и без того увлекательной истории (а если точнее — историям, ведь у Джейн несколько переплетающихся детективных подсюжетов).
При этом, не могу сказать, что роман Раффа представляет собой просто набор сюжетных «вот-это-поворотов». На мой взгляд, автор с их помощью проиллюстрировал пусть и несложную, но интересную мысль о природе добра и зла. Писателю также было интересно создать книгу о персонаже, который может признаться в ужасных вещах, даже преступлениях, но при этом он будет располагать к себе, заставляя доверять своим словам тогда, когда доверять ну никак нельзя, и спрашивать «А что потом случилось, Джейн?»
Как пишет Рафф в своём блоге, «симпатия к кому-то не меняет того, кто он есть», поэтому «важно не путать харизму с добродетелью».
На русском «Злые обезьяны» вышли в серии АСТ «Роман-головоломка», что, как мне кажется, многое говорит о книге. Признаюсь, это не шедевр, но увлекательная история, которую я проглотил за одну ночь (хорошая выдалась смена). Так что могу порекомендовать её любителям необычных книг-головоломок с закрученным сюжетом в духе Дика — вдруг, это ваше.
P.S. Так вышло, что практически год назад, также накануне новогодних праздников, на «Сай-фай ревью» вышел текст о другом запутанном фантастическом романе. Если вдруг не видели — советую ознакомиться, рекомендация всё ещё актуальна.