Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» знакома всем еще со школьных лет. Эту повесть, написанную в 1910 году, называют одним из лучших произведений о любви. Сам писатель признавался, что ничего более целомудренного и возвышенного никогда не писал.
Через полвека была создана экранизация знаменитого купринского произведения.
Фильм «Гранатовый браслет» вышел на экраны кинотеатров нашей страны в 1965 году. И был очень тепло встречен как зрителями, так и критиками.
Об этом фильме говорили, что в нем «чувствуется живая душа купринского произведения – трепетная, страстная, покоряющая своим очарованием».
И это не случайно. Ведь «Гранатовый браслет» – одно из последних творений талантливого советского режиссера Абрама Роома, опытного мастера, занимающегося профессией сорок лет.
И критики отмечали, насколько красивый и атмосферный фильм сделал Абрам Роом: «наполненный воздухом чувственности и страсти, который буквально выливается на зрителя». Также говорили и о творческом осмыслении материала русской классики. Ведь «Гранатовый браслет» – это не дословное воспроизведение фабулы одноименной повести. В сюжете фильма присутствуют образы, в повести отсутствующие. Например, образ самого Куприна, а также мотивы купринского рассказа «Гамбринус».
И, конечно, особая заслуга режиссера – подбор актеров. Они удивительно хороши и необыкновенно органичны.
В первую очередь, это Ариадна Шенгелая. Даже представить невозможно, кто лучше бы нее явил зрителям образ прекрасной княгини Веры Шеиной. Ариадна Шенгелая по-настоящему обворожительна, грациозна, величественна, а главное, естественна в облике прекрасной дамы, покорившей сердце несчастного влюбленного Желткова.
Запоминается молодой Олег Басилашвили в роли супруга Веры, Василия Львовича. Актеру удалось создать образ мягкого, интеллигентного человека, способный понять душевные терзания других людей, даже если их положение в обществе намного ниже, чем его.
И уж, конечно, невозможно забыть Владислава Стржельчика в роли брата Веры Николая, помощника прокурора, этакого жесткого, циничного сноба, уверенного, что имеет право осуждать всех и вся.
А особая удача фильма – ленинградский актер Игорь Озеров, воплотивший непростой образ главного героя, тайного поклонника Веры – бедного чиновника Георгия Желткова, который и приносит в дар возлюбленной тот самый браслет с редким зелёным гранатом. Наверное, только артист с таким утонченным драматическим дарованием мог передать переживания неразделённой любови. Ее безмерную муку и неведомое непосвящённым счастье…
Надо сказать, что история бедного чиновника, безнадежно и платонически влюбленного в знатную даму, всегда была не всем понятна. Некоторые даже считали, что Куприн выдумал сюжет. Однако это не так.
Повесть Куприна основана на реальных событиях.
У писателя был приятель. Некий крупный петербургский чиновник Любимов. Его жена Людмила и стала прототипом княгини Веры в «Гранатовом браслете». Дело в том, что в Людмилу, был влюблен некий телеграфист по фамилии Желтый. Людмила Ивановна, конечно, взаимностью поклоннику не отвечала. Тот забрасывал ее любовными письмами, а однажды прислал ей пасхальный подарок – аляповатый браслет. Мужу и брату Людмилы пришлось увещевать незадачливого влюбленного, который оказался «невзрачным человеком маленького роста». Как видим, все, как в произведении Куприна. Вот только в реальности все вышло не так трагично. Телеграфист пережил свою несчастную любовь и потом женился.
А «Гранатовый браслет», как повесть, так и фильм, до сих пор то и дело становятся предметом дискуссий. И порождают разные мнения.
Иные говорят: «Фильм «Гранатовый браслет» – счастливый фильм про Счастливого Человека!».
Некоторые считают, что это история о заплутавшем, свихнувшемся человеке.
Другие уверяют, что Желткову надо бы направить свою любовную энергию в созидательное русло. Хобби, например, завести какое-то. Заняться творчеством.
По моему же скромному мнению, один из современных кинокритиков оказался, пожалуй, ближе всех к истине, когда заметил: «Гранатовый браслет» – фильм «о потерянной любви», о обездоленности тех, кому не хватило душевных сил оценить бессмертную красоту бескорыстного чувства «маленького человека» Желткова».
Пишите свои мнения в комментариях.
Спасибо, что дочитали!
Ваша любопытная Варвара
Если вы пропустили предыдущую статью, читайте здесь: