Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Светлицкий: талантливый зодчий, успех которого предопределил один проект!

Оглавление

Последнее время я стал всё чаще обращаться к архитекторам, творческое наследие которых известно далеко не каждому петербуржцу. Но, на мой взгляд, исследование творческого пути малоизвестного архитектора порой бывает куда более интересным, чем очередной рассказ о зодчем, которого и так все знают.

Именно поэтому героем моей сегодняшней статьи станет Павел Светлицкий - архитектор, построивший в нашем городе не так много зданий: фактически - пять доходных домов, о каждом из которых я расскажу вам далее. Однако каждая из его построек заслуживает вашего внимания - в этом вы можете не сомневаться!

Кроме того, Светлицкий для меня - интересный пример человека, который смог добиться высоких результатов, зарекомендовав себя ещё во время обучения в Академии Художеств. Да, это тот самый случай, когда студент смог продемонстрировать свой талант параллельно с учебным процессом, и благодаря этому заработал известность и важные знакомства, которые помогали ему на протяжении всей дальнейшей жизни. По-моему, отличная мотивационная история!

Но обо всём по порядку. Начнём с биографии, а позднее перейдём и к творческому наследию зодчего!

Биография

Павел Петрович Светлицкий родился 15 января 1878 года в Киеве, в мещанской семье. Начальное образование он получил в Киевском реальном училище, а в 1900 году юный Светлицкий перебрался в Санкт-Петербург - с целью получения высшего образования в, пожалуй, лучшем университете России архитектурного профиля - в Академии Художеств!

Портрет Павла Светлицкого. Фото взято с сайта svetlitskie.ru
Портрет Павла Светлицкого. Фото взято с сайта svetlitskie.ru

Родители Павла Петровича не могли позволить себе полную оплату обучения и обеспечение потребностей своего сына - тем более, что в 1905 году Светлицкий женился на шлиссельбургской мещанке Екатерине Егоровой, и теперь ему нужно было обеспечивать не только себя, но и свою семью! Из-за этого Павел Петрович был вынужден совмещать учёбу и работу, а также искать дополнительные способы заработка - например, участвовал в архитектурных конкурсах. И один из таких конкурсов, в каком-то смысле, дал молодому архитектору путь в жизнь!

Во всё том же 1905 году инженер-механик Эвальд Петерсон организовал конкурс на строительство доходного дома на пересечении Лиговского проспекта и Рязанского переулка. Павел Петрович решил попытать счастье и принять участие в конкурсе - к созданию проекта он привлёк своего одногруппника - Абрама Берлина. Вместе они создали выдающийся проект, который был высоко оценён жюри, которое поставило его на почётное второе место.

К сожалению, до наших дней дошли лишь планировки по проекту Светлицкого и Берлина. Связано это с тем, что жюри высоко оценило именно планировочные решения, назвав их "удобоисполнимым и в смысле эксплуатации места, представляющими одно из лучших решений", но раскритиковало фасадный рисунок, назвав его "фасад без достоинств, однообразен и малоинтересен". Именно поэтому в журнале Зодчий от 1905 года были опубликованы только планы без фасадов. Они и изображены на картинке выше
К сожалению, до наших дней дошли лишь планировки по проекту Светлицкого и Берлина. Связано это с тем, что жюри высоко оценило именно планировочные решения, назвав их "удобоисполнимым и в смысле эксплуатации места, представляющими одно из лучших решений", но раскритиковало фасадный рисунок, назвав его "фасад без достоинств, однообразен и малоинтересен". Именно поэтому в журнале Зодчий от 1905 года были опубликованы только планы без фасадов. Они и изображены на картинке выше

Это принесло начинающим зодчим неплохие деньги, однако это было не главное. Самым важным фактором стало то, что главой жюри конкурса был Александр Львович Лишневский, который отметил талант Светлицкого и пригласил его к себе на работу в качестве помощника - на строительство дома городских учреждений (и который в итоге сам построил дом для Эвальда Петерсона - но это уже совсем другая история).

Дом Городских учреждений авторства Александра Лишневского, помощником у которого был молодой Павел Светлицкий
Дом Городских учреждений авторства Александра Лишневского, помощником у которого был молодой Павел Светлицкий

С этой работы у Светлицкого началась череда, скажем так, полезных знакомств: помимо плодотворного сотрудничества с Лишневским, Павел Петрович познакомился с двумя подрядчиками (фактически, они вместе организовывали строительный процесс дома городских учреждений) - с Матвеем Рыбиным и Иваном Алюшинским. Со всеми этими людьми Светлицкий продолжил сотрудничество и после окончания строительства дома Городских Учреждений: Павел Петрович, совместно с Лишневским, построил доходный дом для Алюшинского, а позднее (уже полностью самостоятельно) он возвёл ещё два дома по заказу Рыбина. Вот что значит удачное знакомство на работе!

Всего в период с 1907 по 1913 год Павел Светлицкий успел возвести в Петербурге пять доходных домов (так уж получилось, что Павел Петрович работал исключительно над строительством жилых зданий). Однако, помимо Северной столицы, Светлицкий также работал и в других городах: его постройки вы сможете отыскать в Екатеринбурге (Вторая женская гимназия), а нереализованные проекты Павла Петровича затрагивали Ростов-на-Дону, Чернигов, Ессентуки и многие другие города Российской Империи!

Хотелось бы также отметить и детей Павла Светлицкого. Фактически, Павел Петрович образовал целую творческую династию! Его старший сын, Борис (1908 г.р.), пошёл по стопам отца и тоже стал архитектором: он прославился своей совместной с Ноем Троцким работой - мясокомбинатом Самсон (историческое название - Лениградский мясокомбинат имени Кирова), а также целым рядом интересных построек на Кавказе!

Ленинградский мясокомбинат имени Кирова, построенный группой архитекторов: Ноем Троцким, Борисом Светлицким и Розалией Зеликман
Ленинградский мясокомбинат имени Кирова, построенный группой архитекторов: Ноем Троцким, Борисом Светлицким и Розалией Зеликман

Средний сын Сергей (1913 г.р.) стал художником. Его самые известные работы относятся к временам войны: Сергей Павлович создал ряд зарисовок, отражающих облик Ленинграда и Ярославля в годы войны (туда он был эвакуирован с семьей из блокадного Ленинграда).

Отмечу также, что и потомки (внуки и правнуки) Павла Светлицкого продолжают его дело и в наши дни! Но подробно рассказывать об этом я не буду - скажу лишь, что в интернете даже существует сайт, посвящённый семейству Светлицких и созданный одним из потомков Павла Петровича: отличная практика, позволяющая хранить память о своём предке!

Но вернёмся к биографии Павла Светлицкого. После Октябрьской революции Павел Петрович продолжил заниматься своим любимым делом - архитектурой! Основным родом его деятельности в советское время стала работа на Северо-Западное речное пароходство: для этой организации он возвёл пристань у Большеохтинского моста, клуб водников в Свирице и водный вокзал на реке Волхов в Великом Новгороде!

Смольнинский речной вокзал в Петербурге авторства Павла Светлицкого
Смольнинский речной вокзал в Петербурге авторства Павла Светлицкого

Великая Отечественная война застала Светлицкого в Ленинграде, откуда он был эвакуирован лишь в 1942 году. Однако уже спустя три года Павел Петрович вернулся в родной город и сразу же принялся за восстановительные работы. Вместе с другим именитым зодчим - Алексеем Щусевым (автор мавзолея Ленина в Москве), Светлицкий занимался восстановлением Пулковской обсерватории, сильно повреждённой в ходе немецкой оккупации.

Эта работа стала последней в жизни Павла Светлицкого. В дальнейшем он отошёл от активной архитектурной деятельности и остаток жизни провёл на пенсии. Смерть застала Павла Петровича в 1967 году, на 89 году жизни. После себя Светлицкий оставил богатое архитектурное наследие, украшающее наш город по сей день. Так давайте же рассмотрим его поподробнее!

Доходный дом Алюшинского (под руководством Лишневского)

Дата постройки: 1907-1908

Адрес: улица Ленина, д. 32

Прежде чем приступить к рассказу о доходном доме Алюшинского, скажу пару слов о его заказчике и владельце.

Иван Алюшинский был обеспеченным человеком, добившимся успеха благодаря своему трудолюбию: будучи выходцем из крестьян, он достиг огромных высот, став председателем правления "Петроградского общества взаимного кредита", а также членом правлений сразу нескольких промышленных предприятий в пригородах Петербурга! Помимо этого, Алюшинский был крупным строительными подрядчиком - в том числе, он работал и на строительстве дома Городских учреждений. По всей видимости, эта работа принесла ему особенно хороший доход: в 1906 году Алюшинский обзавёлся доходным домом на Большой Пушкарской, а спустя год он купил участок на углу Широкой (Ленина) и Малого проспекта, а на его проектирование пригласил своих товарищей по дому городских учреждений - Светлицкого и Лишневского.

-6

Сложно сказать - какой именно вклад в проектирование и строительство дома Алюшинского внёс Павел Светлицкий: вероятно, основную работу над проектом здания вёл более опытный Лишневский, тогда как Светлицкий помогал и ассистировал мастеру.

-7

Но стоит отметить, что по первоначальному проекту дом Алюшинского был скуден на декор, тогда как в итоговом варианте здание густо заселено разного рода существами. Вполне возможно, что Павел Светлицкий принимал непосредственное участие и в создании этих фигур (во всяком случае, ассистировал в этом Лишневскому - главному мастеру "мистического" декора Петербурга).

-8

Однако всё-таки будет неправильно называть заслугою Светлицкого все эти причудливые рожицы, с трудом поддающиеся идентификации (лично я называю их чертями). Их автором всё же является Александр Львович Лишневский: это подтверждает его дальнейшее творчество, в котором постоянно проглядываются нотки мистичности с примесью иронии - все эти черти и прочие сказочные уродцы смотрятся забавно - как этакая шутка архитектора!

-9

А вот у Светлицкого напротив - в дальнейшем творчестве подобные детали не встречаются. По всей видимости, Павел Петрович не был большим любителем такого рода декора, и предпочитал более строгие и привычные глазу украшения.

-10

Так или иначе, первой работой Светлицкого стал этот причудливый и очень интересный доходный дом. А я хочу напомнить, что работу над проектом этого здания Светлицкий начал в 1907 году - и в этом же году он закончил Академию Художеств. То есть, молодой архитектор не просто начал работать сразу после университета - он начал делать это ещё во время учёбы, что для архитекторов тех лет было большой редкостью!

-11

Доходный дом Рыбина на улице Ленина

Дата постройки: 1909-1910

Адрес: улица Ленина, д. 19

Первой самостоятельной работой Светлицкого стало строительство доходного дома на всё той же Широкой улице - совсем неподалеку от дома Алюшинского. Более того, заказчиком строительства выступил Фёдор Матвеевич Рыбин - ещё один подрядчик строительства дома городских учреждений. Удивительная стройка: Светлицкий был на ней лишь помощником архитектора и даже не имел на тот момент оконченного высшего образования, но полезными знакомствами обзавёлся на много лет вперёд!

-12

Любопытно, что доходный дом Рыбина Светлицкий решил выстроить в стилистике неоклассицизма - на тот момент этот стиль уже покорял Петербург и становился всё более и более модным, и, по всей видимости, Светлицкий решил не уходить от трендов того времени.

-13

Симметрия и чёткий ритм фасада дома Рыбина достигается за счёт трёх вертикальных акцентов: двух боковых эркеров и центральной части, представленной в виде довольно оригинальной композиции - в её центре находится небольшое углубление, выделенной парой балконов, а по бокам от него располагаются два квадратных эркера, увенчанные лоджиями. Интересно, что портики этих лоджий плавно перетекают в карниз, придерживаемый полуколоннами, которые вторят колоннам лоджий - благодаря этой детали вся композиция смотрится единой конструкцией с красивым классическим завершением!

Быть может, моё описание выглядит немного запутанно - но более простого способа описать эту прекрасную композицию, служащую украшением всему доходному дому Рыбина, я не нашёл.

-14

А вот декор у доходного дома Рыбина не так интересен - можно отметить разве что барельефы и гирлянды, украшающие второй этаж. Они тоже отсылают нас к античному искусству, тем самым дополняя общее настроение фасадов здания.

-15

Увы, часть декора дома Рыбина бесследно утрачена: об этом говорят, к примеру, следы от отвалившихся амфор, некогда украшавших эркеры доходного дома. Да и в целом фасады дома Рыбина находятся не в лучшем виде - надеюсь, в скором времени это творение Светлицкого будет отремонтировано, и его фасады снова будут радовать нас своей красотой!

-16

Доходный дом Рыбина на Чкаловском

Дата постройки: 1909-1910

Адрес: Чкаловский проспект, д. 5, Пионерская улица, д. 35, Малая Разночинная улица, д. 24

Одновременно с домом на Широкой улице, Павел Светлицкий работал над ещё одним доходным домом для Фёдора Матвеевича Рыбина - тоже на Петроградской стороне, но гораздо западнее (на пересечении Чкаловского проспекта и улиц Пионерская и Малая Разночинная).

Забавно, что работая в одно время и по заказу одного и того же человека, Павел Петрович умудрился построить два совершенно разных здания: если дом на Широкой улице обладал классическим обликом, то здание на Чкаловском проспекте - чистый модерн в лучшем его проявлении!

-17

Изначально перед Светлицким стояла тяжёлая задача: участок под дом неудобный - мало того, что здание обращено на искривлённый перекрёсток с немного нелогичной красной линией (из-за этого Светлицкому пришлось отдалить свою постройку от проезжай части), так ещё и сам участок кривой, из-за чего дворовую часть здания пришлось строить под косым углом, а лицевую - под прямым. В жизни увидеть эту деталь довольно сложно - Светлицкий искусно поработал с недостатками участка, превратив их в преимущества, но на исполнительном чертеже это видно отлично.

-18

Ещё более оригинальны фасады дома Рыбина - рассмотрим их поподробнее.

Для начала скажу, что дом Рыбина обращён фасадами сразу на три улицы, имея при этом две угловые части, которые Светлицкий превратил в смысловые акценты. И что самое интересное - они кардинально отличаются друг от друга!

Главная доминанта здания - угол, обращённый к перекрёстку Чкаловского проспекта и Пионерской улицы. Его Светлицкий выделил массивным эркером округлой формы, который как бы врезается в остроконечный щипец, "ломая" карниз здания и нарушая его визуальный баланс!

-19

И в этом, на мой взгляд, выражена квинтэссенция модерна: подобное столкновение круглых и треугольных форм больше характерно для идейного продолжателя модерна - конструктивизма! Но в модерне они исполнялись более элегантно.

-20

Зато с другой стороны дом Рыбиной выглядит совершенно по другому - сначала даже может показаться, что это началось соседнее здание, ан нет - просто настолько оригинальна идея Павла Петровича!

А ведь подобная оригинальность родилась из попытки обойти строительный регламент, по которому высота здания не должна была превышать ширину улицы, на которую оно выходит. И если Пионерская и Чкаловский более менее широкие, то вот Малая Разночинная узкая. Именно поэтому Светлицкий понизил северную часть доходного дома, создав своего рода "каскад" архитектурных форм! Ну и для большей прибыли домовладельца добавил на эту низкую часть мансарды - на них высотный регламент не распространялся.

-21

Ну и обратите внимание на башню, которая замыкает доходный дом на севере - пускай она находится не на самом углу, но воспринимается она именно как угловая. И в этот раз Светлицкий наделил её квадратными формами, дабы ещё больше разнообразить облик своей постройки (Павел Петрович буквально использовал все основные геометрические фигуры). А завершение её отсылает нас к архитектуре северного модерна - лично мне такой изгиб кровли напоминает дом Лаллукки в Выборге.

Кстати, интересная игра с геометрией встречается не только на углах здания, но и по всему его фасаду. Я для себя отметил контраст трёхгранного эркера и треугольного сандрика, объединяющего два соседних оконных проёма. И это не единственный такой пример!

-22

Интересен и декор доходного дома Рыбина. Из типично-модернового тут растительные узоры, чёткой линией отделяющие второй этаж от третьего. Впрочем, узор не такой уж и обычный: не могу точно сказать, что он из себя представляет: то ли смешение дубовых листов, то ли листья папоротника.

-23

В некоторых местах на фасаде можно и вовсе наткнуться на необычных обитателей: где-то вы можете обнаружить карабкающуюся по фасаду ящерицу, а где-то и перья сказочной птицы (на щипце со стороны Пионерской улицы).

-24

В общем, доходный дом Рыбина на Чкаловском проспекте - это тот самый случай, когда вокруг здания можно ходить часами, открывая для себя всё новые и новые его красоты. Пожалуй, лучшая работа Павла Светлицкого!

-25

Доходный дом Гиршовича

Дата постройки: 1911-1912

Адрес: Гаванская улица, д. 30

Доходный дом Гиршовича - пример работы, которую архитектору пришлось возглавить на полпути. Всё дело в том, что изначальный проект дома И.И. Гиршовича был разработан его родным братом Борисом Гиршовичем - выдающимся архитектором, имевшим за своими плечами огромный опыт строительства доходных домов в Петербурге. Однако почти сразу после создания первоначального проекта Гиршович отошёл от дел: у него начались серьёзные проблемы со здоровьем, которые, увы, взяли верх над зодчим - Борис Гиршович умер летом 1911 года.

Павел Светлицкий взялся довести начатое дело до конца: он переработал проект Бориса Гиршовича (в том числе и из-за претензий городских инстанций), по которому значительные изменения претерпел фасад здания. В итоге здание было построено таким, каким его видел Светлицкий - правда общая его композиция сохранилась от первоначальной задумки Гиршовича.

-26

В изначальном проекте (к сожалению, я не могу привести его в данной статье - не хочется нарушать авторское право и выкладывать фотографию из чужой книги, скажу лишь, что его можно найти в труде Александра Чепеля, посвящённом зодчему Борису Гиршовичу) здание было исполнено в стиле модерн. Верхний этаж был украшен разноцветной плиткой по аналогии с другим творением Гиршовича - доходным домом Хлебникова в Виленском переулке. Светлицкий же не стал выделять их особым образом, а просто подчеркнул их карнизом (в наше время утраченным).

Аналогично и с щипцом: Гиршович планировал сделать его остроконечным, а окно под ним украсить двумя совами. Светлицкий же упростил этот элемент фасада, придав ему классические черты: окно с двумя толстыми полуколоннами, над которым помещен маскарон и картуш - всё под стать неоклассицизму!

-27

Также большие изменения претерпел второй этаж здания - изначально его окна планировались диоклетиановыми (трехчасные окна с квадратной серединой и скругленными боковыми частями), тогда как Светлицкий упростил их и не стал заморачиваться над их формой, но выделил их из плоскости фасада каменной кладкой.

Эркер тоже коснулись изменения: изначально он планировался трёхгранным, но Светлицкий решил сделать его скруглённым, придав фасаду здания пластичности.

На месте карниза в наши дни серая гладь стены
На месте карниза в наши дни серая гладь стены

И как по итогу можно оценить переделки Светлицкого? Я бы, честно говоря, не стал бы ставить оценки старому и новому варианту доходного дома - это буквально два разных проекта, имеющих лишь общие очертания (даже планировки Светлицкий скорректировал, уменьшив объёмы парадной лестницы и разбив внутренние помещения на более мелкие комнаты). Просто один из них был выполнен в стиле модерн, а другой - в стиле неоклассицизм. И лишь последний был реализован, и именно его мы можем наблюдать в наши дни.

-29

Кстати, в самой планировке здания мне кажется довольно странным боковая его часть. Очевидно, что брандмауэр был создан на случай пристройки сбоку ещё одного дома: раньше на этом месте стоял одноэтажный деревянный дом, но замену ему так и не возвели - дом снесли, а на этом месте разбили сад.

По итогу данная часть дома смотрится странно и немного забавно: через боковую часть дома проходит сквозная арка, а в двух метрах от неё расположен полноценный въезд во двор. Получился этакий атавизм, который по факту и не нужен. Но в те времена, когда дома строились со дворами-колодцами, такой въезд был необходим!

-30

Доходный дом Шмерко

Дата постройки: 1912-1913

Адрес: 7-я Советская улица, д. 21, Красноборский переулок, д. 11

Последняя работа Павла Светлицкого - доходный дом Шмерко на 7-ой Советской улице. И если раньше с заказчиками Светлицкого всё было довольно просто, то в данном случае понять кто именно инициировал строительство на 7-ой Советской - сложнее.

В Петербурге есть три доходных дома Шмерко: первый находится на 10-й Советской и принадлежит Абрааму Шмерко, второй расположен на углу Малой Посадской и Мичуринской и принадлежит матери предыдущего владельца - Ривке Янкелевне. И оба этих дома построены зодчим Лялевичем. А вот здание на 7-ой Советской принадлежит Исаю (Исааку) Абрамовичу Шмерко - сыну и внуку перечисленных ранее домовладельцев. Такой вот странный семейный подряд домовладения! Однако Светлицкий никаких связей с семьей Шмерко не имел, но что забавно - Исаак Шмерко был гражданским инженером и строительным подрядчиком, так что и тут фактор знакомства и дружбы мы не исключаем.

-31

Но впрочем хватит о Шмерко - поговорим лучше об архитектуре! А сказать тут точно есть о чём! Как и в случае с домом Рыбина, дом Шмерко выделяется своим угловым эркером округлой формы (излюбленный тип эркера в творчестве Светлицкого) с завершением в виде башни. И с угла это здание действительно смотрится "точечным": высокое, но узкое!

-32

Однако стоит вам пройти немного вперёд по 7-ой Советской, и вы обнаружите, что перед вами ещё один хитрый приём Павла Светлицкого! Угловая часть дома Шмерко стоит по красной линии, тогда как остальная часть дома (флигель) углублена внутрь участка, так что по своей форме дом Шмерко напоминает букву "Г".

И, честно говоря, я не особо понимаю смысла такой нестандартной планировки. По всей видимости, Светлицкий хотел увеличить количество оконных проёмов, обращённых к улице. Тем более, что у дома Шмерко нет внутреннего двора-колодца, так что создание небольшого курдонёра решило и некоторые технические проблемы по типу инсоляции жилых помещений. Кроме того, под двором были организованы дополнительные подвальные помещения - ещё одна популярная практика тех лет, догадаться до которой в наши дни довольно сложно!

-33

Что касается внешнего облика здания, то здесь Светлицкий постарался, наделив свою постройку чертами стиля барокко, который, впрочем, перемешан здесь и с приёмами неоклассицизма.

-34

Очень интересно оформлены эркеры доходного дома Шмерко, богато украшенные лепным декором (всё по канонам барокко). Ну а декоративные балясины в самом основании эркера отлично дополняют картину!

-35

Особенно сильно мне понравилось оформление парадного входа в здание - если не брать во внимание уродливую дверь, поставленную сюда уже в наше время (историческая, увы, не сохранилась). Зато какая красота обрамляет входную группу: две фигуры путти, придерживающие гигантский картуш. Как будто перед нами не подъезд доходного дома, а парадный вход в дворец времён барокко!

-36

Ну и на этом я завершаю свой рассказ, посвящённый жизненному и творческому пути Павла Петровича Светлицкого. Надеюсь, что мой рассказ был вам интересен - лично я с огромным удовольствием изучил биографию и наследие Светлицкого!

Спасибо за ваше внимание и до новых встреч на моём канале!

P.S. Напоминаю про свой телеграмм-канал - ссылку на него оставлю ниже.

Индустриальный турист