Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все фильмы сценариста Шейна Блэка: от худшего к лучшему

Оглавление

Шейн Блэк - один из самых популярных сценаристов 90-ых на поприще комедийных бадди-муви. Его карьера в качестве сценариста началась ещё в 1987 году сразу с двух фильмов: культового "Смертельного оружия" и прекрасно забытой детской туфты "Взвод чудовищ". На 90-ые как раз-таки пришёлся пик карьеры Шейна Блэка - вслед за продолжениями "Смертельного оружия" он написал ещё кучу в будущем культовых экшен-вещей. Что примечательно, в США многие из этих фильмов не то чтобы очень культовые, а скорее просто средние. Культовыми они стали только в наших кругах - если проследить за различиями оценок между КиноПоиском и IMDb, то можно узнать много нового из различий в культурном коде. Что ещё примечательно, так это слушать комментарии Шейна Блэка на итоговые фильмы. Если взглянуть на просто на перечень его работ, то будет вполне очевидно, что ко всему этому руку приложил один человек. Но итоговый результат во многих случаях сильно отличался от изначального видения Блэка - продолжения "Смертельного оружия", Киногерой или Бойскаут планировали быть более мрачными и суровыми, а получилось то, что получилось. Тем не менее, несмотря на приличное количество культовых вещей в карьере, в качестве сценариста Блэк не то чтобы сделал невероятно много фильмов: всего дюжину. И к четырём из них он был до кучи и режиссёром. Также Блэк не во всех этих фильмах был основным сценаристом. От его мрачной версии "Смертельного оружия 2" осталась только общая завязка, а все остальные комедийные моменты писали другие люди. К третьей и четвёртой он и вовсе не прикладывал руку в качестве полноценного сценариста. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

12. Хищник (2018), (57+53+(33+48)/2)/3=50.16

Первый “Хищник” с Арнольдом Шварценеггером по праву считается одним из лучших фильмов в карьере актёра. Но его сиквелы, где Шварц уже не принимал участие, не только не могли достичь уровня оригинала, но и проваливались в прокате. Последний провал случился в 2010. Но “Хищник” 2018 всё же имел шансы получиться годным. И главным, благодаря кому проект действительно смог бы стать качественным, является Шейн Блэк. Сценаристом он приложил руку ко многим культовым комедийным фильмам 90-ых вроде “Последнего киногероя”, “Последнего бойскаута” и “Смертельного оружия”. Режиссёрская карьера у Блэка не то чтобы задалась, но все три фильма перешли зелёную зону (выше 7), а до “Хищника” Шейн поставил потрясающий комедийный боевик “Славные парни”. И насколько хорошим оказалось кино с Кроу и Гослингом, настолько же плох новый “Хищник”. С одной стороны, он чем-то напоминает стиль и режиссуру Блэка, но я как-то поздно понял, что комедийный стиль постановщика с Предатором никак не совмещается. На деле получился стандартный развлекательный экшен с шутками-прибаутками и глянцевой графикой. Надо отдать должное, ибо режиссёр смог создать на экране химию между командой отбросов, что решили бросить вызов Хищнику. Ещё вроде как многие хвалили юмор, но я все 2 часа просидел в гробовой тишине. На мой взгляд, имей кино другое название, то на него не навалились бы, осыпая проклятиями. Но так как это практически полноценный сиквел того самого фильма со Шварцем, то я, как и многие другие зрители, не могу его принять. У новой версии от Шейна Блэка вроде бы есть какие-то плюсы и удачные находки, но они меркнут на фоне общей безыдейности и бестолковости данного фильма, 5 из 10.

11. Последний киногерой (1993), (74+64+(40+44)/2)/3=60.0

-2

На самом деле очень трудно представить, что такой фильм вообще мог провалиться. В главной роли настоящая звезда Арнольд Шварценеггер, который до этого, можно сказать, и вовсе не проваливался со своими проектами. За постановку взялся имевший в своём портфолио сразу три прекрасных и успешных фильма Джон МакТирнан. Ну и за сценариста собаку съевший на комедийных бадди-муви-боевиках Шейн Блэк. Вдобавок крутая концепция перенесения героя шаблонного боевика в реальный мир. Лично меня провал настолько потенциально интересного фильма очень удивил, хотя в целом он мне и не особо понравился. На деле мы имеем фильм, который целиком и полностью высмеивает клише. И в США, если посмотреть на некоторые негативные отзывы, люди просто не понимали того, что фильм всё это высмеивает. Но моя претензия не в том, что создатели сняли фильм-клише, который эти клише высмеивает, а в том, как именно построен юмор. Я как бы понимаю, что в этой сцене подразумевается шутка, которая выглядит весёлой, просто мне не смешно. Конечно, были универсальные шутки вроде Шварца, который не может сквернословить в фильме с детским рейтингом, той сцены с классической речью злодея, но такие моменты были редкостью. Это просто такая комедия, где я вижу юмор, но он практически никогда не вызывает у меня улыбки. Но всё-таки это не комедия в чистом виде, для 90 млн бюджета наснимали ещё и экшена. Как обычно, МакТирнан с постановкой справился. Но в этом фильме он используется скорее инструментом для очередной самоиронии и смешками над клише, нежели чем частью перестрелки из "Хищника" или "Крепкого орешка". Но в целом я не согласен и с западом, поскольку кино вышло не плохим. Да, в моих глазах "Последнему киногерою" далеко до звания хорошей комедии, но там были занимательные моменты, 6,5 из 10.

10. Взвод чудовищ (1987), (56+69+(56+61)/2)/3=61.83

-3

В один год со "Смертельным оружием" у Шейна Блэка вышел ещё один фильм, которому культовым стать не повезло. Я раньше про этот "Взвод чудовищ" вообще ничего не слышал, так что наивно полагал, что получится какой-то кровавый треш-боевик откровенной категории Б, но на деле вышло совершенно иначе. Как оказалось, кино-то совсем детское, но всё равно максимально базовое. Наверное, что-то похожее на "Зубастиков" с Джек Блэком, только из 80-ых. Есть группа друзей-подростков, которые помешаны на всяких монстрах. А тут, такое совпадение, к ним в город пожаловал граф Дракула вместе со своей братией классических монстров Universal - там, монстра Франкенштейна, Человека-оборотня и т.п. Группа наивных детишек вознамерилась дать отпор этим монстрам, по классике отправив их в задницу мира при помощи заклинания на дряхлом пергаменте, и у них, спойлер, получилось. Аки недалёкие, они битый час нелепым или стыдным образом всячески взаимодействовали с обычными людьми и редко с монстрами, чтобы загнать в ловушку последних. Веселись, веселились себе этот час, а потом сумбурно пошли пробивать сюжет. На мой взгляд, это стандартное детское кино из 80-ых, которому просто не повезло стать хоть где-то культовым. 5,6 из 10 на КП - ну это полнейший провал. С чем я, собственно, вполне согласен - это было очень базово, скучно и местами нелепо, но по хронометражу пролетает всего за час 20, так что даже не понимаешь, какую чушь ты только что посмотрел.

9. Смертельное оружие 4 (1998), (76+66+(52+37)/2)/3=62.16

-4

"Смертельное оружие" - один из лучших примеров франшизы, которая не скатилась на дно. Для меня все 4 части примерно на одном, очень высоком уровне, чего не скажешь об оценках на западе. У всех сиквелов оценка ощутимо ниже. Только вот квадриквел ещё и стоил ошеломительные 140 млн, хотя предыдущий всего 35, отчего четвёртый грохнулся в прокате, так что пришлось ждать времени для выхода 5 части, но всё не сложилось, Мел Гибсон ушёл с вершины Голливуда из-за своих не очень лестных высказываниях о евреях. Недавно оба ведущих актёра высказались, что хотели бы вернуться во франшизу, а постановщик всех фильмов - Ричард Доннер - очень хотел завершить свою карьеру в кино именно 5 частью, но не вышло, 5 июля 2021 года в возрасте 91 года режиссёр скончался. И пусть 4 часть не в почёте на западе, но мне, как, думаю, и многим у нас, она нравится. Весёлые напарники вновь ищут приключения на свою голову, разбавляя всё это качественным юмором и хорошим экшеном, но на свою сумму бюджет не выглядит, визуальный ряд от той же 3 части не сильно отличается.

8. Смертельное оружие 3 (1992), (77+67+(60+40)/2)/3=64.66

-5

Пусть мне все четыре фильма нравятся примерно одинаково, но тем не менее с 3 части в угоду зрителям в первую очередь была ставка на юмор, потом на экшен, но ни капли не на драму. В первой части нам преподносили двух разных героев, где Дэнни Гловер "слишком стар для всего этого дерьма" и решает окончательно завязать, закончив это дело, а Мел Гибсон - это безбашенный коп с тёмным прошлым, в котором убили его жену, отчего он пытается свести счёты с жизнью. Сцена с пистолетом и фото погибшей жены в начале первого фильма не тянула прям одеяло в сторону драмы, это была просто очень сильная сцена, охарактеризовывающая этого персонажа. В сиквеле от неё частично избавились, на что-то подобное ещё проглядывалось, но вот триквел остался без этого. Герой Гибсона радостный и беззаботный мужик, которому в кайф служить полицейским. Более того, здесь он даже находит новый любовный интерес, часто посыл неплохой, всё-таки на смерти жены не всё кончается и можно жить дальше, но это немного портит персонажа. Но а по части юмора и экшена всё примерно во всех частях на одинаковом уровне.

7. Долгий поцелуй на ночь (1997), (72+68+(68+44)/2)/3=65.33

-6

"Долгий поцелуй на ночь" известен не только режиссёром у руля, но и весьма востребованным сценаристом Шейном Блэком. Если вспомнить фильмографию Блэка, то можно заметить, что более менее все его работы берут за основу миссию двух напарников-противоположностей, одного из которых играет матёрый актёр боевиков, а другого актёр второго эшелона, но со своей особой харизмой. Также не стоит забывать, что жанр у таких фильмов это комедийный боевик. С "Долгим поцелуем на ночь" же всё пошло по другой дороге. Матёрый Джексон на этот раз отдувается на втором плане, тогда как главную роль заполучила жена режиссёра Джина Дэвис. И это единственный фильм Блэка, где главную роль играла именно что актриса. За основу сюжета же взяли уже в 90-ых заплесневелую идею суперагента, который по итогу потерял память, но по ходу повествования постоянно удивляется своим боевым навыкам. И в этот раз мне тоже кажется, что титульная актриса со своей ролью не справилась. Не знаю, вроде бы с Дэвис есть хорошие фильмы, но Ренни Харлину, похоже, плохо удаётся с ней работать. У неё от силы три сцены, где она без вопросов смотрится уместно, в остальном же кажется неудачным вариантом. Плюс, по сценарной части Шейн Блэк как-то плохо сработал. Нас ждёт не только унылая завязка, но и такие себе сценарные ходы по ходу всего фильма. Блэк уже не раз отмечал, что хотел написать мрачную историю, но ему постоянно что-то мешало. То "Смертельное оружие" сделают комедийным бади-муви без намёка на серьезность ( я про франшизу в целом), то "Долгий поцелуй на ночь" приходится переписывать. И хотя в фильме было несколько весёлых элементов, взять ту же сцену с нарезкой помидоров, но в целом юмора маловато. Экшен тоже снят в духе если не "Острова головорезов", то "Скалолаза" для бедных. В итоге не скажу, что мне прямо всё не понравилось. В чём-то кино даже увлекательное, но не отличное, 6 из 10.

6. Последний бойскаут (1991), (77+70+(46+52)/2)/3=65.33*

-7

В 90-ые Брюс Уиллис выдал прям золотой набор из отличных комедийных экшен-проектов, которые не пришлись по душе критикам. То же касается и сценариста Бойскаута Шейна Блэка. В случае с этим фильмом трудно выделить что-то такое особенное - из "Последнего бойскаута" вышло такое совмещение сразу нескольких боевиков, в особенности "Смертельного оружия", над сценарием которого Блэк тоже работал. Даже события обоих фильмов проходят в Рождество, но в картине с Брюсом от этого осталось всего несколько отсылок. Уиллис, кстати, здесь играет. То ли роль была для него интересной, то ли со съёмочной группой актёр хорошо сработался, но выдавал действительно живые эмоции. И у фильма даже есть дубляж, а так как у Уиллиса в общем-то нет официального голоса в России, то для "Последнего бойскаута" привлекли Леонида Белозоровича. И вот это тот самый пример, когда актёр и голос сами по себе классные, но не в связке. Гай Пирс или Кристоф Вальц ложатся отлично, но вот из Уиллиса получается какой-то старик. Но с другими персонажами в дубляже уже всё хорошо - более менее все они мне понравились. Они интересные, харизматичные и смешные. Экшен тоже снят достаточно круто и до сих пор очень эффектно. По атмосфере тоже чувствуется такая ламповость происходящего. Ещё режиссура Тони Скотта мне понравилась. До этого фильма постановщик не снимал экшен настолько хорошо. Сама история картины тоже качественная. Если триквел или квадриквел "Смертельного оружия" стали просто экшен-боевиками, то вот у "Последнего бойскаута" есть какая-никакая драматическая линия, да даже две. Так что в целом кино мне очень даже понравилось - отличный комедийный боевик, 8 из 10.

5. Железный человек 3 (2013), (75+71+(79+62)/2)/3=72.16

-8

Из всего состава команды "Мстители" самым любимым у зрителей однозначно являлся Тони Старк. И первые два фильма режиссировал Джон Фавро, к тому же играющий Хэппи, а вот к триквелу на место постановщика назначили Шейна Блэка, который ещё никогда не работал с комедийными боевиками такого масштаба, но работал с Робертом Дауни. И это единственный сольный проект про Старка, который умудрился собрать свыше млрд в прокате, но при этом не смог поднять планку хотя бы выше второй части. Я уверен, что успех фильма прежде всего связан с хитрым промо, которое обещало противостояние с главным злодеем Железного Человека, но по итогу разочарованные фанаты восприняли фильм спорно. Меня ровным счётом не интересует первоисточник, комиксы я никогда не читал, поэтому настоящая личность Мандарина меня никогда не интересовала. Я воспринял фильм не лучшим образом не потому, что злодей не оправдал ожиданий, а потому, что их не оправдал герой. Кто такой Тони Старк? Это позитивный шутник, который плевал на правила и работу в команде, но при этом умел в нужное время прийти на помощь. До этого он никогда не рефлексировал, по крайней мере, не подавал виду. Триквел же буквально стартует со сцены, где у Тони проявляется некий кризис супергероя. И в дальнейшем Старк тоже ведёт себя довольно весело, но остаётся с душком, с грузом, который всё его не отпускает. Как бы да, можно возразить, мол, герою решили добавить драмы, но проблема в том, что она просто не работает как надо. У Тони просто иногда случаются панические атаки, которые просто есть, но, по сути, никак не развивают персонажа. Да и сценарий в целом мне кажется спорным. Шейн Блэк, мне кажется, как-то расслабился и даже не сумел написать хороших шуток. Что первый фильм, что даже второй хотя бы были весёлыми - триквел же как бы пытается шутить, но мне от этих шуток было весело раза два от силы. Экшен тоже оставляет желать лучшего. Для рекордного в трилогии бюджета экшен удивительно не поражает воображение, хотя снят и не без выдумки. В целом же фильм вышел смотрибельным и определённо он намного лучше просто кучи проектов Marvel, но это худшая часть в трилогии, 6,5 из 10.

4. Поцелуй навылет (2005), (72+75+(86+72)/2)/3=75.33

-9

Для дебюта Шейн Блэк себе тоже выбрал комедийное бадди-муви про двух напарников с разными взглядами, которые объединились из-за расследования, которое никто другой разгадать не сможет. Не знаю, как Блэк это делает, но при общей структуре и похожих персонажах сценарист умеет создавать самобытные картины с интересной подачей и детективной линией, что приправлены хлёстким юмором. Дуэт Роберта Дауни и Вэла Килмера определённо удался на славу. Пара главных актёров в фильмах Шейна Блэка всегда получается самой сильной их частью. Вторым несомненным плюсом фильма стал юмор. В середине 00-ых был настоящий пик комедий, основанных на высмеивании разного рода клише. И вот "Поцелуй навылет" классно исследовал тему детективных историй. Блэк сумел как создать интересный сюжет, так и грамотно разбить его на отличные комедийные элементы. Не повезло проекту только с кассовыми сборами, он сумел взять только 15,5 млн долларов при бюджете в 15 ровно. Это прискорбно, потому как было бы интересно увидеть сиквел, тем более что Роберт Дауни после 2008 года уже редко удивлял хоть какими-то ролями, кроме очередного Тони Старка. Но сейчас, когда актёр освобождён от рабства в Disney, а "Поцелуй навылет" стал культовым, сиквел всё равно не случится, так как Вэл Килмер из-за проблем со здоровьем карьеру свою закончил. А жаль, ведь первый и единственный, по сути, фильм был очень классным.

3. Славные Парни (2016), (73+73+(91+70)/2)/3=75.5

-10

Как видите, Блэк работал преимущественно с комедийным жанром, а действительно качественных комедий в последнее время днём со днём не сыщешь. И в этот раз получилась одна из самых лучших, на мой взгляд, комедий десятилетия. И кино ни за что бы не получилось, если бы не тандем Рассела Кроу и Райана Гослинга. Оба актёра максимально вошли в свои образы, каждый смотрится как влитой. Кино захватывает всё внимание сразу с первой сцены. Хотя поначалу сюжет не представляет собой ничего необычного - два напарника начинают расследование по пропаже юной девушке. Но затем история постепенно развивается и становится всё интереснее наблюдать за детективами, а скучно вообще не бывает, 2 часа пролетели мимолетно. Ещё радует то, что герои максимально контрастируют между собой - герой Кроу весь из себя дерзкий и самоуверенный крутой мачо, а герой Гослинга полная противоположность - дурашливый и комично-нелепый детектив-неудачник. Также очень хорош юмор, который здесь работает отлично и со всех сторон, а не как это обычно бывает с комедиями, выходящими только на сортире. А также музыка, атмосфера, химия героев, неплохие перестрелки здесь отлично вплетаются. В общем, это великолепный бадди-муви-детектив, которого я считаю одной из лучших комедий десятилетия, ну уж за последние пару лет точно, 8,5 из 10.

2. Смертельное оружие 2 (1989), (79+72+(82+70)/2)/3=75.66*

-11

При всём том аде производства, который творился во время подготовок к съёмкам, надо отдать должное создателям, у которых действительно получилось потрясное кино. Но такой успех не мог пройти мимо перспективы создания сиквела, который и случился спустя всего 2 года. И на самом деле вторая часть уже пыталась реконструировать подход к первой части. При всём при том, что первая часть была прежде всего боевиком и триллером, в ней присутствовала небольшая доля комедии, за которую кино хвалили очень активно. Таким образом вектор франшизы уже ко второй части сместился в более комедийный, но всё же не настолько усердно, как триквел или квадриквел. Этот симбиоз, по всей видимости, и сделал для меня вторую часть любимой в серии. Не знаю, что конкретно во второй части лучше, но именно после неё у меня почему-то всегда оставались более приятные впечатления. Экшен во всех фильмах был ровным счётом одинаковым, но, скорее всего, увеличенный юмор второй части сделал из неё более весёлое приключение, чем в первом фильме, но более осязаемое и вменяемое относительно последующих частей. Особой разницы между всей квадрологией я не вижу, для меня все четыре части примерно одинаковые, но если прям поднатужиться в выборе лучшей, то, наверное, это будет вторая.

1. Смертельное оружие (1987), (80+76+(80+68)/2)/3=76.66

-12

С чего карьера Шейна Блэка началась, тем мы и закончим. "Смертельное оружие" по своему культовому статусу не уступает тому же "Крепкому орешку". Как и фильм с Брюсом Уиллисом, за это кино тоже никто не хотел браться, потому что это был гарантированный провал. Но в итоге Оружие сделало звёздами Мэла Гибсон, Дэнни Гловера и вновь воскресило карьеру режиссёра Ричарда Доннера. Успех "Смертельного оружия" строился на классическом сюжете бадди-муви про двух разносторонних персонажей, несколько неординарный подход к созданию классического боевика 80-ых и присутствие драмы. Хотя я люблю сиквелы Оружия, но не могу не признать, что их превратили в просто комедийные боевики. А вот первый фильм ещё чувствовал себя серьёзно и воспринимался не обычной комедией про двух копов, а чем-то более значимым. В этом плане мне очень понравилась первая сцена с Риггзом, находящимся в депрессии и готовым себя застрелить. При упоминании франшизы в целом почему-то эту сцену редко выделяют, хотя мне кажется, что она одна из самых важных. Сюжет же сейчас совершенно не выглядит чем-то новаторским. Просто бадди-муви с классическим детективной историей. Но такое кино явно не смотришь из-за суперзакрученного сюжета или мегаоригинальной истории. Прежде всего это классная комедия с элементами экшена. Да, простая, но всё такая же ламповая и интересная, как и 35 лет назад. К тому же, как и в "Крепком орешке", события картины разворачиваются в Рождество, что добавляет определённой атмосферы и жизнерадости ленте. На мой взгляд, "Смертельное оружие" нисколько не уступает "Крепкому орешку", обе картины всё так же приятно пересматривать.

Подводя итог, можно сказать, что трудно найти человека, фильмы чьей карьеры будут настолько сильны похожи друг на друга. Взглянуть на любые успешные работы Шейна Блэка: это всегда будет дуэтное комедийное бадди-муви с элементами боевика и детектива. Причём, нет ощущения, что первые фильмы свежие и хорошие, а вот последние из-за применения того же шаблона какие-то посредственные. У Блэка практически все фильмы отличные - ну кроме "Хищника" и "Взвода чудовищ", про эти недоразумения сейчас вообще никто не помнит. Жаль, правда, что в данный момент Блэку не очень везёт. Со времён провала "Хищника" в 2018 от него ни слуху ни духу. Следующее От худшего к лучшему будет по полнометражным мультфильмам студии Мельница.

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему