Найти тему
TWOKARBURATORS

Как понять, что рулевая рейка автомобиля вышла из строя?

Оглавление
Предварительная проверка исправности рулевой рейки
Предварительная проверка исправности рулевой рейки

На примере рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций разберемся по каким признакам (симптомам) водитель может определить ее неисправность.

Так как, зачастую, проблемы с рейкой бывает довольно трудно выделить из целого списка неисправностей подвески и ходовой с аналогичными симптомами. Например, стук рулевой рейки можно спутать со стуком наконечников рулевых тяг (как внутренних, так и наружных), шаровых опор подвески, изношенных подшипников ступиц передних колес, стоек стабилизатора, опор передних стоек автомобиля.

Несколько признаков неисправности рулевой рейки автомобиля по которым можно самостоятельно понять, что она вышла из строя.

1. Стук со стороны передней подвески при движении по неровностям.

В случае неисправности рулевая рейка издает металлический стук при проезде неровностей или движении по плохой дороге (гребенке). Стук отдается в рулевое колесо и хорошо ощущается водителем так как рулевая колонка через вал постоянно контактирует с рейкой.

Причин стука может быть несколько. Вот самые распространенные из них.

Изношена опорная втулка рейки рулевого механизма

На эту втулку опирается зубчатая рейка при перемещении внутри корпуса. Она пластиковая и со временем истирается. Между ней и рейкой появляется зазор. Из-за него рейка болтается в корпусе и при движении бьет по его стенкам. Водитель слышит и ощущает стук. Для замены опорной втулки придется снимать и разбирать рулевой механизм.

Установка опорной втулки в корпус рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Установка опорной втулки в корпус рулевой рейки 2108 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Чтобы проверить есть люфт в рейке или нет покачиваем длинные рулевые тяги рукой вверх-вниз и взад-вперед. Если при покачивании внутри корпуса рейки ощущается люфт и даже слышен стук ее необходимо перебрать или заменить новой.

Большой зазор между зубцами вала и самой рейки

Со временем происходит износ зубцов на рейке и ее валу, в месте их постоянного контакта. Зазор между ними увеличивается, появляется стук.

Место износа зубцов рейки и контактирующих с ними шлицов ее вала - источник стука
Место износа зубцов рейки и контактирующих с ними шлицов ее вала - источник стука

Так как рейка поджимается к валу упором с регулировочной гайкой (пробкой упора) этот зазор на первых порах можно уменьшить и убрать стук. Для регулировки понадобится специальный ключ. См. "Регулировка рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099".

Вращение регулировочной пробки-упора рейки специальным ключом
Вращение регулировочной пробки-упора рейки специальным ключом

Вот как выглядит сам упор со своей регулировочной гайкой, поджимающий рейку к валу.

Упор, поджимающий рейку к валу
Упор, поджимающий рейку к валу

Вышел из строя игольчатый подшипник вала рейки

Игольчатый подшипник можно заменить только сняв рулевой механизм и разобрав его, так как он находится внутри корпуса.

Установка игольчатого подшипника рулевой рейки 2108
Установка игольчатого подшипника рулевой рейки 2108

Существует еще целый ряд причин стука рейки. Они встречаются реже, но имеют место быть. Подробно о них: "Стучит рулевая рейка ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины".

2. Стук при повороте автомобиля на небольшой скорости.

Зазоры и люфты проявляют себя стуком и во время вхождения автомобиля в поворот, при вращении рулевого колеса. Причины такого стука аналогичны перечисленным выше.

3. Люфт рулевого колеса.

В большинстве случаев люфт рулевого колеса идет бонусом к стуку со стороны передней подвески так пока выберутся все зазоры рулевое колесо прокручивается больше нормы. Для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предельно допустимый люфт 12-13 см длины дуги или 5 градусов. Измеряется люфтомером.

Люфт рулевого колеса (руля) автомобиля
Люфт рулевого колеса (руля) автомобиля

4. Слишком тугое вращение рулевого колеса.

Возможно слишком мало смазки между зубчатой рейкой и валом рейки. Либо слишком сильно затянута регулировочная гайка.

Зубчатую рейку необходимо периодически смазывать что бы ее не "закусывало"
Зубчатую рейку необходимо периодически смазывать что бы ее не "закусывало"

Таким образом, зная эти четыре признака неисправности рулевой рейки и их причины, можно самостоятельно понять, что она вышла из строя.

Примечания и дополнения

При обнаружении неисправностей рулевой рейки на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях необходимо провести ее ремонт - заменить вышедшие из строя детали. В продаже имеются ремкомплекты для ремонта рулевой рейки. При наличии большого числа неисправностей целесообразнее заменить рулевую рейку новой.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Как разобрать рулевую рейку?

- От чего стучит рулевая рейка?

- Восемь причин быстрого износа протектора автомобильных шин

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!