Найти тему

Пойти против агрессора

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

История про Дарью, которая остановила травлю

Сегодня представляю вам небольшую, но уникальную историю Дарьи. Почему уникальную? Потому что описанное в ней — редкость. О том, как свидетель травли встал на защиту жертвы и смог переломить ситуацию. Без взрослых. Совсем. Но при помощи шантажа (в хорошем смысле) и при поддержке большей части класса.

Это было лет 15 назад, когда я училась в восьмом классе лучшего лицея области. Класс был математическим. В начальной школе у нас была замечательная учительница, которая умудрялась всех балансировать. А начиная со средней школы классные руководители менялись каждый год, предметникам мы были не нужны. Мы были бесхозные. К тому же меня всегда удивляло то, какой контингент собрался в пятом классе. Там были блатные ребята, и они объединились в группу. У них был лидер, мальчик при деньгах, да ещё и спортсмен. Его приятель был хилым, но тоже из богатой семьи. Вокруг них образовалась шайка, считалось, что если эта компания тебя приняла, то ты приобрёл статус. Многие туда стремились, хотя не все. Был, например, мальчик из очень богатой семьи, но не с ними, всегда отдельно. Мне они тоже были равнодушны. Вели они себя вызывающе, подтравливали других. Могли смеяться, отпускать злые шуточки, устраивать тёмные. Я всегда была отличницей и олимпиадницей, они у меня списывали. Без этого они получали двойки и тройки. Видимо, за счёт этого меня не трогали. Я в их выходках никогда не участвовала никак, ни в роли жертвы, ни в роли инициатора.

Класса до восьмого их издёвки над одноклассниками были довольно детскими. Бросались грязными тряпками, обзывались. Я не обращала на это внимания, это было просто нормой школьной жизни. В середине восьмого класса к нам перевёлся мальчик из другой школы. Я так и не поняла, почему его выбрали жертвой. Возможно, просто потому что он был новенький, а все остальные до этого учились вместе. Возможно, потому что он специфически себя вёл, был неформалом. В нашем классе никого подобного ему до этого не было.

Источник pinterest
Источник pinterest

Поначалу шутки были такие же, как для остальных. Могли отобрать пенал и спрятать, задеть словесно. Но к концу восьмого класса ситуация усугубилась. Издёвки стали жёстче. В первый раз я отреагировала, когда шайка из 5 человек на перемене скрутила его за ноги и за руки и попыталась куда-то утащить из класса. Для меня это стало шоком, я ничего подобного раньше не наблюдала. Я подошла. Лидер этой группы был довольно крупным, он занимался греко-римской борьбой. И я начала напирать на то, что он мог бы подраться один на один. «Зачем тебе толпа на одного?» — спросила я. Это стыдно с учётом его преимущества. По факту я на него нападала в ответ на его выходку. Результата я тогда не достигла, всё это было в конце перемены, прозвенел звонок, все разошлись.

Вскоре ситуация повторилась. И у меня с лидером состоялся диалог. Он мне говорил: «Тебя не трогают, и не лезь». Я припугнула, что не буду давать списывать. Мне не поверили и пытались продолжать. Тогда я подговорила остальную часть класса, что буду давать списывать всем, кроме той компании. Буквально на перемене подошла к каждому по отдельности, объяснила, что считаю происходящее ненормальным и предлагаю их проучить. Большинство ребят, которые не входили в шайку, тоже неплохо учились и им было неприятно, но они боялись открыто противостоять. Они потянулись за мной, увидев, что я инициатор и уже открыто высказала лидеру всё, значит, если что, все камни полетят в меня. Я негласно взяла на себя ответственность.

Источник pinterest
Источник pinterest

Буквально в течение недели прошли первые самостоятельные. За это время они уже начали не только издеваться над новым мальчиком, но и в мой адрес шутить, чего раньше не позволяли себе. Я всегда сидела на первой парте, решала свой и соседний варианты и передавала их назад. В эту знаменательную неделю за моей спиной листочки проходили мимо тех, кого я решила проучить. На перемене они подошли с вопросом, почему им не досталось. Я ответила: «Пока вы не измените своё поведение, я буду действовать так и не иначе». Ребята из шайки наполучали двоек, судя по всему, ещё и дома досталось. После этого снова случился разговор с лидером. Он подошёл ко мне с извинениями, сказал: «Я всё понял, мы никого не будем трогать, только дай списать». Я сейчас уже не помню, сразу я согласилась или поставила условие, что сначала вижу, что они прекратили, а потом буду давать списывать. Дальше парня уже никто особо не трогал. Не то чтобы с ним дружили, он существовал в своём параллельном пространстве, но травли больше не было.

Я задала несколько вопросов Дарье, чтобы глубже понять ситуацию.

Я спросила, почему она не боялась того, что травля перекинется на неё, ведь по касательной в итоге и её задело. Была ли она настолько уверена, что шайке так сильно нужны оценки, что они не посмеют? И почему боялись другие? На это Дарья ответила: «Скорее, мне настолько было неважно, что они будут делать в мою сторону. Я всегда их воспринимала, как обезьян с задней парты. Меня с детства воспитывали не обращать внимания на дураков. Я была уверена, что весь класс к ним не подключится, что это не те люди, с которыми я всю жизнь буду общаться. Почему боялись другие? Кто как. Парни боялись драки. Эту шайку боялись не только в нашем классе, во всей параллели, считалось, что они вместе физически сильнее многих других и могли побить. Была ещё одна девочка, которая пыталась что-то им сказать, но её не услышали. А остальные девочки были такими же жертвами их насмешек и издёвок. Им часто доставалось за внешность. Они были точно не готовы выступать против шайки».

Ещё я спросила, что, по мнению Дарьи нужно, чтобы суметь выступить вот так против толпы. По моему опыту это редкость. Вот ответ Дарьи: «У этого человека должны быть рычаги давления. Если нет никакого способа влияния, тебя просто проигнорируют. Рычаги разные. Кто-то всех водит в кафе и за всех платит. Кто-то даёт списывать. Люди должны увидеть, что потеряют выгоду. Характер тоже важен, конечно. Но без рычагов влияния я бы не стала выступать».

Зная, на что читатели всегда обращают внимание и пишут комментарии, начинающиеся со слов «не верю», я задала Дарье такой вопрос: «Я очень часто слышу от людей, что в рейтинговых, сильных, статусных школах таких ребят не может быть. Тех, кто учатся плохо, ведут себя, как шпана, и попали по блату. Ровно такие дети травили и моего сына в его крутой гимназии. Как вы ответите на вопрос, как такие школы поддерживают свой статус, беря при этом детей по блату?» Дарья ответила: «Наша школа не проводила вступительные испытания, туда набирали всех подряд. Поэтому в ней 5-6 олимпиадников и учителей, выигрывающих конкурсы, определяли статус. Остальные же могли быть кем угодно. А вот после 9 класса я поступила в СУНЦ МГУ, куда нужно было проходить отборочные экзамены. Это, конечно, другая школа, совсем отстающих там не было. И я уверена, что в своих школах мы все были примерно на одном социальном уровне. Но как только собралась компания только из умных ребят, то всё равно произошло расслоение на группы. И буллинг всё равно был. Он был уже другим, не высмеивали внешний вид или доход, скорее знания, но это было. Возможно, в любом обществе, каким бы оно ни было, всегда происходит подобное расслоение, поэтому надеяться на то, что в умном классе такого не будет — не стоит».

Комментарий от автора канала

А я бы к последней фразе героини от себя добавила вот что. Действительно, в любой искусственно созданной группе, какой бы она ни была (отобранные, академически сильные дети или дети разного уровня), может происходить расслоение по какому-то признаку, может начаться травля ПРИ УСЛОВИИ, что взрослый, ответственный за управление и сплочение группы, отсутствует или не выполняет свою обязанность.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.