На прошлой неделе Forbes опубликовал интервью с Максимом Соколовым, главой ОАО «АвтоВАЗ». Мы изучили интервью и подготовили краткую выжимку. Любителям отечественного автопрома есть чего ждать в ближайшие годы. О результатах компании за 2022 год и планах на следующие читайте здесь.
Преждевременно подводя итоги года, можно сказать, что автозавод вновь набирает обороты. Renault, ранее контролировавший концерн, в мае официально покинул Россию. После этого был заметен очевидный спад в реализации. Но ноябрь вышел относительно успешным, точно самым прибыльным месяцем в году — продано 21 700 автомобилей. Для сравнения: год назад за этот же месяц «АвтоВАЗ» продал на 5000 машин больше. Львиная доля покупателей выбирала Vesta, сейчас эта модель не производится.
Хорошая новость для тех, кто тоже хотел «Весту», но не успел взять в дилерском центре. На весну 2023 года намечен выпуск обновлённой модели Vesta NG. Известно, что первые образцы уже проходят многочисленные тесты. Тольяттинский завод получил новое оборудование, планируется производить «Весты» именно там (ранее их собирали в Ижевске).
Из известных моделей планируется делать акцент на Lada Granta, Niva Travel и Niva Legend. Уже летом в них вернулись привычные «навороты»: кондиционер, подушки безопасности, мультимедийная система, система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. В следующем году в комплектацию вернётся антиблокировочная система. А на конец 2023 года намечен выпуск Lada Largus. Осенью — с бензиновым двигателем, зимой — с экспериментальным электрическим. Максим Соколов заметил, что стратегия компании будет соответствовать планам государства по развитию автомобильной отрасли. А это значит, что электромобиль вряд ли будет крупносерийным.
Готовится к выходу новый автомобиль с тремя типами кузова: седан, обычный универсал и универсал Cross. Пока в кругах компании его называют «новая Granta». Глава компании рассказал, что он ориентирован на молодую аудиторию. С его слов, он будет сочетать низкую цену, «молодёжный» дизайн и разнообразие опций. Что из этого выйдет — пока неясно.
Лицензия позволяет продолжать производить некоторые модели Renault, но, как говорит Максим Соколов, это становится невыгодным для компании. Необходимость выплачивать роялти сделает выпуск таких машин если не убыточным, то финансово безрезультатным. Вместо этого ведётся разработка переднеприводного кроссовера, в перспективе заменящего Renault Duster. Но здесь информации ещё меньше: предварительной датой выпуска назначен конец 2025 года.
Технологическая линия и найм дополнительного персонала позволяет произвести 500 тысяч машин за 2023 год. Впрочем, пока неизвестно, будет ли достаточный спрос, иначе нет смысла использовать все мощности. За этот год «АвтоВАЗ» выпустил примерно 220 тысяч машин (с учётом Renault и небольшой поправкой на ещё не закончившийся декабрь). Глава компании отмечает, что это хороший результат на фоне других автозаводов, которым пришлось замораживать производство.
Наконец, последнее, но не по важности: переговоры с иностранцами ведутся даже сейчас, сборка автомобилей класса C и D на мощностях «АвтоВАЗа» возможна. Но Максим Соколов уклонился от конкретного ответа, сославшись на отсутствие финальных договорённостей.
Как вам планы развития компании, чего ждёте больше всего? Или предпочитаете другие марки отечественных авто?