Всем привет!
Решил сегодня сделать необычную подборку фотографий.
Как все мы знаем, Москва появилась на слиянии рек Неглинная и, собственно, Москва. Реки в древности были главным маршрутом перевозки грузов - сухопутные дороги были опаснее, осенью и весной повозки тонули в грязи. Да и корабли, в отличие от лошадей, не нужно кормить, а грузов поднять они могут больше. Кроме того, каждый год реки заливали свои берега во время половодья, принося плодородный речной ил. Урожайность на таких лугах была намного выше.
Москва была покрыта сетью причалов, на реке росли крупные города. Звенигород, Коломна, Воскресенск и сама Москва - все выросли за счёт выгодной речной торговли.
Сейчас мы привыкли к Москве-реке, закованной в набережные или окружённой парками и промзонами. Плавают по ней, в основном, речные трамваи с туристами и корпоративами. Но так было не всегда.
Давайте посмотрим, как было раньше.
Пересекая границы Москвы, река была мелка и плохо проходима для крупных судов. Да и крупных городов выше по течению было мало - запад Подмосковья исторически был плохо развит. Только после сооружения канала Москва-Волга по реке стало возможно добраться до северных морей.
Но в районе Пресни река становилась уже полноводной, и по берегам начинали расти крупные предприятия, использовавшие речную воду для производства и перевозки грузов. Трёхгорная мануфактура была старейшим текстильным предприятием столицы, основанным ещё в конце XVIII века купцом Василием Прохоровым. Трёхгорка была крупнейшим предприятием столицы, приносившим собственникам небывалый доход - отличное расположение в логистическом центре страны и дешёвая рабочая сила давали серьёзные прибыли. Будучи крупнейшим промышленным предприятием, в 1905 году Трёхгорная мануфактура была центром Декабрьского восстания.
Сейчас Хамовники - дорогой район элитного жилья в центре города. Но до конца ХХ века это место было промышленной окраиной, где располагалось множество текстильных предприятий.
Лужники представляли собой заливные луга, поэтому предприятий там не строили. Как и на Воробьёвых горах - мешал рельеф. Поэтому Лужники представляли собой сельскую пастораль, а Воробьёвы горы, как и сейчас, были популярным место для отдыха и прогулок с красивыми видами.
Купаться в Москве-реке, скорее всего, нельзя было уже тогда. Но как и сейчас, многих это не останавливало.
Примерно начиная с Андреевского моста, берега реки уже покрывали набережные. Отсюда начинался город.
Интересно, что тогда промышленные предприятия строились в самом центре города - эти места уже тогда не считались окраиной.
Интересно, что Москва-река была перегорожена плотиной между фабрикой Эйнем и Пречистенской набережной. Это было сделано, чтобы сделать реку южнее более глубокой для прохода крупных судов.
Можно заметить, что тогдашние набережные не полностью закрывали собой берег - строительство набережной в кессоне было очень дорогим. Поэтому набережные строили прямо на земле.
Промышленные предприятия стояли прямо напротив Кремля. В формировавшейся индустриальной экономики они были источником прибылей - как офисы и бизнес-центры в современной постиндустриальной экономике. Как и современные БЦ, заводы находились прямо в центре города.
Зарядье было торговым районом, где размещалось множество мастерских и лавок. С 1828 года по 1856 год в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в Москве, где официально разрешалось останавливаться на ночь евреям в городе (в 1856 году иудеям разрешили жить по всему городу). Зарядье было центром еврейской жизни Москвы. В конце 1870-х годов здесь появилась первая в Москве синагога, по субботам жители Зарядья отдыхали в Александровском саду. В 1891 евреям запретили селиться в Москве и некогда процветающий район превратился в трущобы.
К югу от Новоспасского моста начинались сплошь промышленные районы.
А к югу от Симонова монастыря заканчивались границы тогдашней Москвы.