Найти тему
Кот и Лампа

Старые фото Москвы-реки

Всем привет!

Решил сегодня сделать необычную подборку фотографий.

Как все мы знаем, Москва появилась на слиянии рек Неглинная и, собственно, Москва. Реки в древности были главным маршрутом перевозки грузов - сухопутные дороги были опаснее, осенью и весной повозки тонули в грязи. Да и корабли, в отличие от лошадей, не нужно кормить, а грузов поднять они могут больше. Кроме того, каждый год реки заливали свои берега во время половодья, принося плодородный речной ил. Урожайность на таких лугах была намного выше.

Москва была покрыта сетью причалов, на реке росли крупные города. Звенигород, Коломна, Воскресенск и сама Москва - все выросли за счёт выгодной речной торговли.

Сейчас мы привыкли к Москве-реке, закованной в набережные или окружённой парками и промзонами. Плавают по ней, в основном, речные трамваи с туристами и корпоративами. Но так было не всегда.

Давайте посмотрим, как было раньше.

Москва-река у Щукино. 1904 год.
Москва-река у Щукино. 1904 год.
Паром между нынешними Строгино и Серебряным бором. 1928 год.
Паром между нынешними Строгино и Серебряным бором. 1928 год.
Крылатские холмы. 1930 год.
Крылатские холмы. 1930 год.

Пересекая границы Москвы, река была мелка и плохо проходима для крупных судов. Да и крупных городов выше по течению было мало - запад Подмосковья исторически был плохо развит. Только после сооружения канала Москва-Волга по реке стало возможно добраться до северных морей.

Первый серийный самолёт МР-1 на реке в районе современной улицы Мясищева. 1925 год.
Первый серийный самолёт МР-1 на реке в районе современной улицы Мясищева. 1925 год.
Студёный овраг - современная Карамышевская набережная. 1890 год.
Студёный овраг - современная Карамышевская набережная. 1890 год.
Паром на месте Шелепихинского моста. 1930 год.
Паром на месте Шелепихинского моста. 1930 год.
Мост Белорусского направления ж/д. 1912. Версту записали транслитом в виде verste, без перевода в километры)
Мост Белорусского направления ж/д. 1912. Версту записали транслитом в виде verste, без перевода в километры)
Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. 1900 год.
Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры. 1900 год.

Но в районе Пресни река становилась уже полноводной, и по берегам начинали расти крупные предприятия, использовавшие речную воду для производства и перевозки грузов. Трёхгорная мануфактура была старейшим текстильным предприятием столицы, основанным ещё в конце XVIII века купцом Василием Прохоровым. Трёхгорка была крупнейшим предприятием столицы, приносившим собственникам небывалый доход - отличное расположение в логистическом центре страны и дешёвая рабочая сила давали серьёзные прибыли. Будучи крупнейшим промышленным предприятием, в 1905 году Трёхгорная мануфактура была центром Декабрьского восстания.

Трёхгорная мануфактура. 1913 год. Хорошо видны многочисленные дебаркадеры на реке, к которым причаливали баржи.
Трёхгорная мануфактура. 1913 год. Хорошо видны многочисленные дебаркадеры на реке, к которым причаливали баржи.
Электростанция Трёхгорной мануфактуры. 1927 год.
Электростанция Трёхгорной мануфактуры. 1927 год.
Вид на Бородинский мост. 1880 год.
Вид на Бородинский мост. 1880 год.
Саввинская набережная. 1887 год.
Саввинская набережная. 1887 год.

Сейчас Хамовники - дорогой район элитного жилья в центре города. Но до конца ХХ века это место было промышленной окраиной, где располагалось множество текстильных предприятий.

Фабрика Гюбнера. 1880 год.
Фабрика Гюбнера. 1880 год.
Лужнецкий мост. 1909 год.
Лужнецкий мост. 1909 год.
Катер ресторана Крынкина. Воробьёвы горы, 1909 год.
Катер ресторана Крынкина. Воробьёвы горы, 1909 год.

Лужники представляли собой заливные луга, поэтому предприятий там не строили. Как и на Воробьёвых горах - мешал рельеф. Поэтому Лужники представляли собой сельскую пастораль, а Воробьёвы горы, как и сейчас, были популярным место для отдыха и прогулок с красивыми видами.

Новодевичий монастырь с Воробьёвых гор. 1860 год.
Новодевичий монастырь с Воробьёвых гор. 1860 год.
Воробьёвы горы. 1905 год.
Воробьёвы горы. 1905 год.

Купаться в Москве-реке, скорее всего, нельзя было уже тогда. Но как и сейчас, многих это не останавливало.

Нескучный сад. 1930 год.
Нескучный сад. 1930 год.
Беседки современного парка Горького. 1915 год.
Беседки современного парка Горького. 1915 год.

Примерно начиная с Андреевского моста, берега реки уже покрывали набережные. Отсюда начинался город.

Крымский мост. 1913 год.
Крымский мост. 1913 год.
Фабрика Бутикова на Пречистенской набережной. 1903 г.
Фабрика Бутикова на Пречистенской набережной. 1903 г.

Интересно, что тогда промышленные предприятия строились в самом центре города - эти места уже тогда не считались окраиной.

Императорский яхт-клуб, фабрика Эйнем и Храм Христа Спасителя. 1901 год.
Императорский яхт-клуб, фабрика Эйнем и Храм Христа Спасителя. 1901 год.
Бабьегородская плотина. 1910 год.
Бабьегородская плотина. 1910 год.

Интересно, что Москва-река была перегорожена плотиной между фабрикой Эйнем и Пречистенской набережной. Это было сделано, чтобы сделать реку южнее более глубокой для прохода крупных судов.

Кремль. 1904 год.
Кремль. 1904 год.

Можно заметить, что тогдашние набережные не полностью закрывали собой берег - строительство набережной в кессоне было очень дорогим. Поэтому набережные строили прямо на земле.

Большой Каменный мост. 1865.
Большой Каменный мост. 1865.
Центральная электростанция. 1897 год.
Центральная электростанция. 1897 год.

Промышленные предприятия стояли прямо напротив Кремля. В формировавшейся индустриальной экономики они были источником прибылей - как офисы и бизнес-центры в современной постиндустриальной экономике. Как и современные БЦ, заводы находились прямо в центре города.

Вид на Кремль и Зарядье. 1867 год.
Вид на Кремль и Зарядье. 1867 год.
Москворецкая набережная. Зарядье. 1887 год.
Москворецкая набережная. Зарядье. 1887 год.

Зарядье было торговым районом, где размещалось множество мастерских и лавок. С 1828 года по 1856 год в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в Москве, где официально разрешалось останавливаться на ночь евреям в городе (в 1856 году иудеям разрешили жить по всему городу). Зарядье было центром еврейской жизни Москвы. В конце 1870-х годов здесь появилась первая в Москве синагога, по субботам жители Зарядья отдыхали в Александровском саду. В 1891 евреям запретили селиться в Москве и некогда процветающий район превратился в трущобы.

Космодамианская набережная, Таганка. 1904 год.
Космодамианская набережная, Таганка. 1904 год.

Новоспасский монастырь. 1904 год.
Новоспасский монастырь. 1904 год.

Прокладка водопровода у Краснохолмского моста. 1897 год.
Прокладка водопровода у Краснохолмского моста. 1897 год.
Вид на юг с Новоспасского моста. 1900 год.
Вид на юг с Новоспасского моста. 1900 год.

К югу от Новоспасского моста начинались сплошь промышленные районы.

Симонов монастырь. 1894 год.
Симонов монастырь. 1894 год.

А к югу от Симонова монастыря заканчивались границы тогдашней Москвы.

1913 год Вид на Симонов монастырь и котельный завод Бари. Видна знаменитая Шуховская водонапорная башня.
1913 год Вид на Симонов монастырь и котельный завод Бари. Видна знаменитая Шуховская водонапорная башня.
Даниловский мост. 1907 год.
Даниловский мост. 1907 год.
Перервинский шлюз. 1885 год.
Перервинский шлюз. 1885 год.
Николо-Перервинский монастырь. 1904 год.
Николо-Перервинский монастырь. 1904 год.
Церковь Вознесения в Коломенском. 1890 год.
Церковь Вознесения в Коломенском. 1890 год.
Сабуровский мост. 1870 год.
Сабуровский мост. 1870 год.
Пароход причаливает к верфи в Братеево. 1906 год.
Пароход причаливает к верфи в Братеево. 1906 год.
Бесединский канал. Москва-река. 1911 год.
Бесединский канал. Москва-река. 1911 год.
Плотина в Софьино. 1895 год.
Плотина в Софьино. 1895 год.
Северский шлюз. 1895 год.
Северский шлюз. 1895 год.
Москва-река в Коломне. 1904 год.
Москва-река в Коломне. 1904 год.
Коломенский кремль. 1900 год.
Коломенский кремль. 1900 год.
Коломенский машиностроительный завод. 1878 год.
Коломенский машиностроительный завод. 1878 год.
Впадение Москвы-реки в Оку. 1912 год.
Впадение Москвы-реки в Оку. 1912 год.