Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

ZF 6HP26: извилины Мехатроника и вторая передача

Автомобили и поршневые двигатели — оглавление

Итак, всё части «автомата» распилены и подогнаны (вот предыдущая часть), руки к нему, как к школьному автомату Калашникова, привыкли — самое время подумать над схемами включения передач. Надо частично разобрать коробку обратно и застопорить пару фрикционов — включить передачу поинтереснее.

Зачем? Чтобы это был не просто шашлык из железяк, а оборудование для лабораторной работы, прокручивая которое, можно было бы наблюдать работу обеих планетарных передач, вычислять передаточные числа и сравнивать их с паспортными. А заодно надо изучить, что этим переключениями управляет.

Вот, например, кинематическая схема коробки на передаче заднего хода:

Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH
Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH

Как видим, замкнуты фрикционы В и D — одинарная планетарная передача (ОПП, её сателлит красный) понижает обороты, передаёт момент на первое солнечное колесо (ПСК) двойной планетарной передачи (ДПП), ПСК приводит большие сателлиты, те, стоя на неподвижном водиле, крутят в обратную сторону коронное колесо — выходной вал.

Фрикцион В включён для работы ОПП на понижение (выключает её из работы фрикцион Е), а фрикцион D затормаживает водило ДПП — чтобы оси сателлитов были неподвижны и момент на выходной вал шёл только через сателлиты. А вот схема 4-й передачи — тут включены фрикционы А и Е:

Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH
Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH

ОПП вроде и работает, но используется лишь для «подкрутки» ВСК, на полный поток мощности работает лишь ДПП. Фрикцион Е (прямая передача мимо ОПП) включён с 4-й передачи по 6-ю. Нужным порядком включения фрикционов и плавностью переключения управляет Мехатроник (Mechatronik) — гидроблок, снятый ещё в самом начале работы:

-4

Словно мозг, он состоит из двух «полушарий» с извилинами каналов. В нижнем «полушарии» установлены 7 золотников с управлением от электромагнитов (стаканчики справа, с цветными разъёмами) и главный золотник, приводимый от ручки селектора АКПП. С помощью него вручную включаются передачи 1-3 при отказе электронного управления и, видимо, передача заднего хода.

Вот и «извилины» нижней половины (слева), а каналы верхней пока накрыты пластиной с чёрным рисунком герметика:

-5

Если с торца половины вынуть проволочные скобы и вынуть пробки — выпадают золотники, переключающие потоки ATF (рабочей жидкости АКПП):

-6

Эти золотники — вроде реле, они сами приводятся давлением жидкости, а вот длиннющий главный золотник, приводимый селектором:

-7

Выкручиваю три винта, держащие скобу крепления электромагнитов, и возвращаю винты на место:

-8

Вытаскиваю электромагниты:

-9

В каждый из этих колодцев набит целый артиллерийский выстрел картузного заряжания — вот снаряд, удерживаемый небольшой скобой:

-10

А дальше — порох с воспламенителем:

-11

Ну что ж... Деактивируем оружие, чтобы повесить на сте... Поставить в аудитории:

-12

В углу — какой-то необычный клапан, его тоже попробую пильнуть сбоку:

-13

Полдела сделано:

-14

Чем не корабль расы Хищников?

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

«Заряжаю» распиленные каналы золотниками, если глазомер отработал на отлично, то после сборки коробки всё будет видно сбоку:

-16

И общий вид после полной сборки:

-17

С правого борта — почти сквозной канал с золотниками сложнейшей формы:

-18

Осталось примерить Мехатроник к родной коробке:

-19

Всё видно, особенно если подсвечивать:

-20

Теперь надо что-нибудь включить методом стопорения болтами, потому что не только управляющий гидроблок, но и сами цилиндры фрикционов распилены. Наиболее наглядной выглядит 2-я передача:

Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH
Изображение из открытого источника — руководства от ZF Getriebe GmbH

Первая планетарная просто мирно крутит второе «солнышко» второй планетарной, первое «солнышко» мирно заторможено фрикционом (тормозом) С, большие сателлиты обкатываются по нему... Её и включим.

Ведущие диски фр. А вращаются вместе с водилом ОПП, поэтому их надо стянуть с ведомыми. Один диск зенкую под потайную головку, ещё в нескольких сверлю отверстия под винт М3 — с припуском, 4,5 мм, чтобы всё собиралось нормально. И стягиваю:

-22

А фр. С называется тормозом, так как затормаживает ПСК относительно корпуса (почему фр. D, так же затормаживающий водило, зовётся в документации не тормозом, а фрикционом — загадка). Поэтому его ротор я прихватываю к корпусу:

-23

И вот результат — всё крутится как надо!

Осталось распилить самый сложный в разборке узел — сваренный намертво гидротрансформатор. Это — в следующей части.

Общее оглавление канала