Найти в Дзене

Как получить настоящую пользу от высших образцов Искусства. И как не погубить детей

Национальный археологический музей, Афины. Фото автора
Национальный археологический музей, Афины. Фото автора

Как получить пользу от восприятия подлинно высокого искусства? – Это не так-то просто. Недостаточно "просто" принуждать себя или других "подставлять себя под "душ" звуков возвышенной музыки, прекрасных зрелищ и слов. Степень и качество восприятия впечатлений от подлинно прекрасного искусства зависит от целенаправленных усилий по воспитанию способности приобщаться к высшему. И в этом целенаправленном развитии нуждаются все, и особенно дети.

Способность воспринимать развивается постепенно, она именно развивается и накапливается – способность воспринимать высшее и способность воспринимать низшее, это разные способности, и чем сильнее одна, тем слабее другая.

Если долго «практиковаться» в восприятии низменных и подлых образов и вибраций, это и станет «реальной жизнью» для такой души, и другая, возвышенная сторона будет поневоле отторгаться. Конечно, развитый в смысле способности проявления дух может преодолеть тёмные накопления, но как дух приблизится к проявлению? Именно тёмные накопления и делают проявление духа невозможным. И только светлыми, прекрасными и возвышенными накоплениями и приближается дух к возможности проявления в этом мире.

Многие взрослые, особенно неразвитые, вполне сознательно недооценивают способность детей впечатляться увиденным и воспринимать явления искусства. «Что они там могут понимать? Не доросли ещё» – говорят глупцы, лишая детей возвышенных впечатлений и глядя сквозь пальцы на тёмное содержание фильмов, книг и игр. Но детское сознание зачастую гораздо интенсивнее, чем взрослое, перерабатывает впечатления, и из-за отсутствия основы в виде сформировавшихся взглядов, убеждений, критериев и т.д. полностью предопределяется воспринятым. Исключением являются сердечные дети, «по приказу» собственного сердца отторгающие грязное и «по зову» сердца тянущиеся к Свету, но много ли таких?

Мечта, рождаемая и подпитываемая искусством, если она возвышенная и прекрасная – может стать подлинным произведением искусства, даже без воплощения в материальные объекты и зрелища, даже оставаясь в душе творца – она построит прекрасную душу, и человек с высокой мечтой будет так или иначе строить прекрасную жизнь вокруг себя. Мечта убогая породит убожество. Тешащий низменные чувства, в них и утонет, и гибель его неминуема. Искусство – воплощение мечты и основа для собственной мечты всякого воспринимающего человека.

Какие же мечты, какое восприятие действительности, какие образцы и правила поведения будут у детей, приобщающихся к тёмному искусству, уровень которого они, естественно, сами распознать не могут? Недооценивающие мощь воздействия искусства на детей ищут причины страшных последствий везде – «школа недоработала», «улица повлияла»… Но страшнее всего – тёмное, скрытое тёмное искусство. Вот несколько сегодня имеющих место примеров.

Вот показывают каждый день комедийный сериал, и вроде бы нет в нём неприличных слов и порнографии, и преступлений никто не совершает и даже не упоминает, но на протяжении сотен серий – сотен дней постоянной обработки сознания – демонстрируется «обычная» семья, все члены которой фактически холодно равнодушны друг к другу и к кому бы то ни было (кроме себя самого), и крайне эгоистичны, и «расцвечены» множеством прочих пороков – лень, цинизм, презрение к возвышенному искусству и благородным чувствам… И всё это показано «с шутками и прибаутками» как совершенно обычная, нормальная жизнь, как у всех… И дети со смехом повторяют на улице шуточки и фразочки из этого фильма, и взрослые мило смеются вместе с ними.

Вот показывают «милый» детский мультик, громадный сериал с конфетными и кукольными персонажами и вроде бы детским содержимым, очень популярный во всем мире. Взглянем, например, на содержание одной из многочисленных серий: один из персонажей оскорбился неприятной правдой о себе; в отместку, соединившись с другим персонажем, он повреждает жильё оскорбительницы, они угоняют её машину и, случайно сбив оскорбительницу, грузят её в багажник, отвозят в пустыню и там приказывают ей рыть себе могилу. Ой, нет, извините, сериал же детский, скажем, «строить замок из песка», с помощью лопаты. А затем со словами «работай, мы за тобой всё время следим» удаляются, бросив жертву в пустыне. А затем следует очень поучительный диалог этих двух персонажей. Один спрашивает: я сейчас сделал плохо, значит, я плохой? – нет, говорит второй персонаж, случается и хорошие люди делают плохо, но это не значит, что они плохие. Плохих людей вообще не бывает. Во всяком случае, один раз сделать плохо – это ничего не значит. А вот что действительно плохо – мы украли компакт-диск в угнанной машине, но мы его обязательно вернём – вышлем почтой. – Но кто из взрослых будет отсматривать сотни серий детских мультиков, которые «по определению» есть нечто чистое и невинное, тем более, что картинка довольно милая и наивная.

А вот ещё один пример, совершенно чудовищный: детский мультик с детскими на вид персонажами; они говорят правильные и даже хорошие и почти возвышенные слова, они делают правильные и хорошие дела. Но талантливый художник мастерски нарисовал эту полнометражную картину – у всех персонажей нарисованы подлые лица. Лица действительно подлые и глумливые. Представьте теперь, как звучат благородные и возвышенные слова, произнесенные с подлым и глумливым выражением на лице! И получается издевательство и унижение всего лучшего, что может быть у человека, но к тексту не подкопаешься. А лица? – ну, это ваше субъективное восприятие, мне, творцу, эти лица такими не кажутся – скажет нам автор.

Тёмное искусство разлагает сознание. Обывательское искусство отупляет. Светлое, возвышенное искусство помогает человеку развиваться, делаться более духовным, слагать себе и всей планете лучшее будущее. Но увы, не всё так просто, как может показаться. Недостаточно избегать дурного искусства и поощрять хорошее. Ведь воспринять высокое очень непросто, особенно тем, кто не имеет ещё такого опыта и перенасытил своё сознание низкими образами и вибрациями. Сознание надо очистить, в течение долгого времени избегая всех грязных воздействий, и питать душу настолько более высоким и чистым искусством, насколько способна воспринять душа. Наступит такой момент, когда чистое и красивое больше не будет отторгаться. Со временем душа будет развиваться, будут утончаться восприятия, будут проявляться энергии духа – возвышенные и чистые, и наконец станет доступным полное и глубокое восприятие поистине великого искусства.

Придёт время, и как венец, как плод неустанного труда по очищению сознания от грубых и грязных образов и энергий, по чуткому прислушиванию к голосу сердца и сердечным реакциям на всё воспринимаемое, по устремлению к высшему творчеству – получим, наконец, запечатление СЛОВ и ДЕЙСТВИЙ нашего духа на материи нашего сознания – и тогда для нас начнётся жизнь подлинно духовная.

Василевский А.В.

Читайте больше в нашей статье "Мощное оружие искусства".