Найти в Дзене

Что проникает в наше сознание, когда мы воспринимаем искусство?

Национальный археологический музей. Афины. Фото автора
Национальный археологический музей. Афины. Фото автора

Проглатывая кусок пищи, вы не знаете, что там внутри; выпивая жидкость, вы не знаете, какие химические вещества в ней растворены. Воспринимая произведение искусства, вы на самом деле получаете не только то, что непосредственно попало в поле вашего внимания и может быть вами сразу осознано и описано, но получаете множество малых впечатлений, целый поток, большая часть которого проходит мимо внимания.

Кое-что может потом осознаться и вспомниться, но многое остаётся в лучшем случае как осознание энергетического фона, «тональности звучания» того, что вы видели и слышали – без детализации. Знаменитый эффект «25-го кадра» этому лучшая иллюстрация, только в большинстве случаев и 25-го кадра не нужно. Психология конца ХХ века называла это суггестивным воздействием (внушение, гипноз без усыпления).

Таким образом, даже если вы будете пытаться со всем возможным вниманием воспринимать и анализировать произведение искусства, многое ускользнёт от вашего непосредственного внимания, проскочит барьер сознания без контроля. Ведь мысль часто передаётся не в непосредственном выражении, а опосредованно, причём это у автора может получаться непроизвольно, а может быть специально созданным, запланированным.

Так, действие на экране может быть перенасыщено составляющими, множеством малых действий, намёков, недоговоренных фраз, художественных деталей, и всё это вроде бы не имеет прямого отношения к «основному»* действию зрелища, а служит как бы фоном, но этот фон может полностью менять смысл всего действия, или составлять тёмный противовес «основному» действию, или быть каплей яда в бочке мёда, высевая страшные семена в неустойчивые ко злу души.

Например, одобрение преступления, или «просто» упоминание о низменном и подлом, как об обычном и естественном для всех, может быть даже не проговорено словами, а изображено сценой второго плана, или может подразумеваться в контексте.**
________________________________________
*
Слово «основному» взято в кавычки потому, что зачастую по мысли автора действие на переднем плане на самом деле основным не является. Это бывает как в высоких, так и в низменных произведениях искусства. Примером такого высокого произведения может служить «Евгений Онегин» Пушкина, в котором главным планом действия является живая мысль автора, беседа его с читателем, а действующие лица оказываются на втором плане, хотя привычное восприятие требует, чтобы на первом были герои, а слова автора создавали фон.

** В музыке существует приём, в соответствии с которым звуковая фраза, музыкальное предложение, которое должно заканчиваться определённым звуком («разрешаться в тонику», как говорят музыканты), в произведении не заканчивается этим звуком, он не исполняется, специально отсутствует в нотах. Тогда сознание человека (любого, не только музыканта), которое воспринимает это разрешение в тонику как естественное, не услышав «логичный», ожидаемый последний звук само додумывает этот звук, «исполняет» его мысленно.

Такое явление существует и в других видах искусства, и нередко используется тёмными творцами для проведения своего грязного идейного содержания через критический барьер сознания воспринимающего. Начатая и не законченная фраза, акцент изображения на определённом предмете, который в данном контексте приобретает особый смысл, кусочек разыгрываемой фоном сценки, без конца и без начала, но вполне узнаваемой… Всё это будет додумано сознанием, но помимо актуального внимания, за критическим барьером.


Все тёмные приёмы и уловки часто применяются авторами тёмных произведений искусства вполне осознанно, и с большим знанием дела. Существует множество методик, целые науки, вроде так называемого «нейролингвистического программирования», или НЛП, которые годами занимаются разработкой способов проникновения в сознание жертв.

Итак, не только ясно понятные и чётко выраженные идеи и образы проникают в сознание, и поэтому полностью отсеять грязное невозможно. К тому же, талантливо изображённое зло может быть подано действительно талантливым мастером слова или талантливым актёром, художником, и на силе этого впечатления проникать через критическое восприятие, становясь поразившей воспринимающего человека «реальностью», фактом в его сознании, который там теперь существует независимо от того, хороший ли он, желателен ли он, или нет.

Поэтому нельзя смотреть все подряд фильмы и передачи, нельзя читать все подряд, любые книги, и надеяться, что если там есть что-то плохое, то мы всегда сможем это отсеять, отторгнуть и отказаться принимать в себя – увы, это тщетные надежды!

Иной человек, потребляющий всё подряд, уверяет себя и других, что всё нормально, и никаких вредных воздействий он не испытывает. Но только почему-то (действительно, почему?) появляется депрессия, панические атаки, и приходится искать помощи у специалистов.

Необходима избирательность в отношении всех впечатлений, в том числе впечатлений искусства. Следует уделять внимание лишь светлым, одухотворённым произведениям. Чувство красоты поможет распознаванию.

Полностью этот материал приведён в нашей статье "Мощное оружие искусства".