Беременность для женщин викторианской эпохи не являлась чем - то необычным и из ряда вон выходящим. Женщины традиционно рожали практически всю жизнь - это значит, что значительную часть жизни они ходили беременными. Детей тогда в семьях было много (в среднем - 7). Много рождалось, бывало, что много и умирало - но на этом старались не акцентироваться
И вообще - беременность беременностью, вот так - в лоб, называть считалось неприличным. Находили для этого красивые витиеватые выражения: "интересное положение", "уединение", "семейная стезя" и тому подобные.
Врачебного ведения беременности как правило не было. Вообще осмотр дамы производился очень оригинально - врач опускался на одно колено, отворачивался, что - то там ощупывал и по этому нащупанному ставил диагноз - но в принципе подобное практиковалось редко. Ибо - неприлично же....
Хотя сама беременность относилась к недомоганиям и стояла в одном ряду с женскими болезнями.
Вообще, дамы хоть и ходили постоянно беременными, но само это состояние выставлять людям под нос считалось тоже некрасивым. Поэтому, насколько можно было беременность скрыть - ее скрывали, утягиваясь корсетами. Когда сроки были уже такими, что корсетом не замаскировать - все равно носили корсет, только специальный - для беременных. Считалось это даже полезно - он якобы поддерживает живот.
А где утягивающие корсеты, там и маскирующие платья - их густо декорировали разными рюшечками, чтобы ввести стороннего зрителя в заблуждение относительно причин округлости дамы.
Так же требовалось, чтобы будущая мать всегда была нарядной. Считалось, что у красивой, нарядной женщины и ребенок родится красивым.
Очень любопытной темой было употребление алкоголя.
Дело в том, что воду тогда практически не пили. А вот алкогольные напитки, наоборот, были в большом ходу. Соответственно, вообще на протяжении большей части истории западных стран беременные женщины употребляли алкоголь. Это было частью ежедневного обычного рациона. Просто потому, что вода как правило представляла собой, особенно в городах, жутко грязную субстанцию, опасность которой была очевидна даже при том уровне медицинских знаний.
Но иногда врачи дополнительно выписывали беременным ударные дозы пива, поскольку считалось, что оно укрепляет организм и женщины и плода.
Вот, например, что писал в научном журнале 1858 года один врач:
...Я остался доволен результатами употребления крепкого пива женщинами как во время беременности, так и во время грудного вскармливания, за которыми следил на протяжении всего прошлого года.
Несколько пациенток, худых, даже болезненно истощенных, не только обрели силу и бодрость, но и избавились от большинства своих недомоганий.
Одна дама, потерявшая троих младенцев, худая и бледная, вдруг обнаружила, что беременна в четвертый раз. Она впала в уныние... и тогда я рекомендовал употреблять солодовое пиво. Через короткий промежуток времени она почувствовала себя более сильной и здоровой, чем когда-либо прежде...
Немного забегая вперед, скажу, что и кормящие матери пили алкоголь, и это делали порой для того, чтобы ребенок не орал, как резаный, а больше спал. Соответственно, часть младенцев уже в таком нежном возрасте являлась натуральными алкоголиками.
Это беспокоило врачей. Но только в том разрезе, что ребенок с утробы матери привыкнув к алкоголю вырастит алкоголиком. Связи между употреблением алкогольных напитков матерью и младенцем и последующего затормаживания умственного и физического развития ребенка тогда не видели.
Так же, чтобы у беременных было хорошее пищеварение, в качестве слабительного им рекомендовалось побольше курить. Да - курение считалось полезным. В том числе - как слабительное. Кстати, сохранились воспоминания, что с этой целью регулярно, сидя, так сказать, на горшке, курил кальян царь Александр Второй. А придворные почтительно стояли за ширмой и вели с монархом умные беседы...
А вот вредным было принять считать солнце. Поэтому женщина в положении не выходила без зонтика, перчаток, шляп и платьев с длинными рукавами.
Роды проходили дома. Считалось, что в больницах рожают только бедные. Состоятельная семья приглашала специалистов на дом.
Вообще, все, что здесь написано, естественно, касалось только состоятельных дам - простолюдинки так не заморачивались - у них элементарно не было для этого нужных ресурсов.
При этом, на процессе запросто могли присутствовать мужья - в этом не было ничего странного. В обморок эти мужья тоже не имели свойство падать. Жене они могли помочь добрым словом и молитвой.
Если женщины среднего класса практически до самых родов вели обычную жизнь, выполняя все обязанности по дому, то изнеженные аристократки заблаговременно ложились в постель и ждали события в расслабленности.
В викторианскую эпоху для обезболивания процесса родов стали применять хлороформ. На даму надевали специальную маску, она вдыхала - и отключалась.
Однако внедрение новшества шло туго. Поскольку считалось (а люди были повсеместно верующие), что это идет вразрез с божьими заветами. Женщина при родах должна страдать - и это нормально, а все остальное - от лукавого. К тому же бытовало мнение, что чем больше женщина страдает во время родов - тем больше любит потом своего ребенка.
Так же считалось нахождение под наркозом неприличным. Оно приравнивалось к состоянию сильного опьянения.
В общем - уже после открытия эффективного обезболивающего у народа была куча мышей в голове, которая препятствовала его применению.
Лед тронулся только после того, как под хлороформом стала рожать сама королева Виктория.
Кстати, до этого роды пытались обезболивать кровопусканием. Ну не знаю...
Специалисты - медики, которые помогали даме рожать, в то время о микробах практически ничего не знали. Мыть руки врачи считали необязательным, да и уличную одежду снимать - тоже. Иной раз прямо с грязными руками, слегка обтерев их ветошью, шли от одной роженицы к другой. И - о чудо! До 1880-х годов существенная часть рожениц после такой помощи умирала от "родильной горячки", а если по современному - от заражения крови.
После родов на женщину часто накатывало родильное безумие. Что, видимо, было естественным, если всю жизнь рожаешь, как автомат.
Это было депрессивное состояние, которое протекало по разному и заканчивалось по разному. Кто то убивал ребенка, кто то старался себя порешить, кто - то рыдал сутками напролет, кто - то бросался в драку на окружающих. В общем - это была настолько распространенная проблема, что 25% пациентов домов сумасшедших в Великобритании составляли именно такие женщины.
По всей видимости, речь идет о послеродовой депрессии, но только усугубленной постоянными родами.
Здесь характерной является семейная трагедия писателя Уильяма Теккерея (1811 - 1863 гг.)
Его жена Изабелла после третьих родов стала демонстрировать признаки умопомешательства. Чтобы ее отвлечь, любящий муж повез ее в путешествие по Ирландии - и там она точно не дала ему заскучать, постоянно пытаясь покончить с собой. Один раз вообще сбежала и бросилась в море - еле выловили. Писатель стал даже привязывать ее к себе лентами, когда они ложились спать - чтобы не проснуться от очередного сюрприза.
Он очень долго искал ей клинику, подобающую для леди, и, наконец, поместил ее под надзор медсестры частным образом. В итоге дама пережила супруга на 20 лет. Но в себя так и не пришла...
Если же все происходило нормально, то, отдохнув, как правило, 9 дней, под присмотром медсестры, женщина начинала готовиться к новому зачатию и новым родам.
Вот такая жизнь. И это, повторяю - не у простого народа, а у женщин хорошо обеспеченных.
Простолюдинки же и в этот период и в предыдущие и в последующие переносили беременность и роды без дополнительных заморочек, исключительно исходя из состояния общей закалки и здоровья своих организмов.
Предмет я вам описала в сильно обобщенном виде - но в достаточном, чтобы понять, как далеко с тех пор продвинулась медицина - с одной стороны, а с другой - как глупо могут смотреться рекомендации врачей через некоторое время. А ведь в них верят, и их выполняют...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.