Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Мусор должен стать «полезным ископаемым». Как бороться с несанкционированными свалками

Оглавление

Мы все знаем, что свалки — это плохо, неэстетично и очень опасно для всех территорий, но мне бы хотелось рассказать о свалках на Русском Севере. Сегодня это устойчивое геокультурное понятие используется «как название одной из исторических провинций страны, не имеющей и не имевшей четких административных границ» и в нашем сознании вызывает ассоциативный ряд — нетронутая природа, сосны, тундра, красивые пейзажи, старинные монастыри, северные деревни с уникальным деревянным зодчеством. Реальная картина отличается от романтического образа. Сегодня север европейской части России в некоторых местах превращается в зону экологического бедствия.

Экология Севера беззащитна. Малейшие загрязнение окружающей среды губительно для этих территорий, поэтому проблема обращения с твёрдыми коммунальными и твёрдыми бытовыми отходами в Арктической зоне требует комплексного подхода и глубинного исследования. Чтобы выявить основные препятствия в эффективном решении проблемы был проведён анализ региональной специфики обращения с твёрдыми коммунальными и бытовыми отходами в рамках реализации национального проекта «Экология». Эксперты собрали огромное количество материала, провели опросы различных фокус-групп. Давайте разбираться, что получилось.

Специфика обращения с отходами на арктических территориях

Понятийным аппаратом Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ определено, что к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Эти отходы вывозятся и хоть как-то утилизируются. С ТКО всё просто: их собирает региональный оператор, а стоимость за вывоз мусора нам включена в ежемесячные платёжки. По данным ежегодного доклада об охране и состоянии окружающей среды, предоставленные Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора, например, в республике Карелия при численности постоянного населения территории Арктической зоны (113,7 тысяч человек) отходы ТКО составляют на одного человека 399,8 кг в год. Фактически, на всех Арктических территориях ответственность за обращение с ТКО перекладывается с регионального оператора на население, которому предлагается (по желанию) самостоятельно разделять отходы, сжигать или компостировать, что тоже создаёт предпосылки к появлению несанкционированных свалок.

Другие отходы вывезти не так просто (за них никто не отвечает). Это твёрдые бытовые отходы. ТБО классифицируют по источникам образования, морфологическому составу, степени опасности, направлению переработки и т.д. Юридической основой для классификации ТБО в России служит федеральный классификационный каталог отходов, но в то же время нет стандарта, регламентирующего обращение с ТБО, как нет и регламентирующих документов. Именно по этой причине эта категория отходов в основном и составляет несанкционированные свалки. В 2020 году специалисты РАН и Минэкономразвития при подготовке отчёта по очистке Арктики на основе всех существующих законодательных документов разработали технические регламенты для организаций-исполнителей. Было определены основные виды работ при удалении ТБО с уже имеющихся свалок (как официальных, так и несанкционированных) это:

  1. Утилизация металлолома.
  2. Ликвидация свалок с несортированными ТБО, включая промышленные отходы.
  3. Ликвидация объектов инженерной структуры.
  4. Ликвидация старых зданий.

Также были обозначены основные факторы, определяющие специфику обращения твёрдых бытовых отходов в Арктической зоне:

  1. природно-климатический фактор — низкая среднегодовая температура, отсутствие на данных территориях в необходимых объёмах плодородных грунтов, которые рекомендуется применять для послойной изоляции;
  2. территориальный фактор — размер территорий, низкая плотность населения, удалённость и логистическая недоступность;
  3. эколого-экономический фактор — основная ставка мусорной реформы обращения с ТБО и ТКО в арктической зоне сделана на мусоросортировочные комплексы и дальнейшее захоронение отходов.

Захоронение — это давно сложившаяся система обезвреживания ТБО нее только в России, но и в мире. Однако в условиях низких температур и вечной мерзлоты применение этого метода не эффективно и зачастую невозможно.

В настоящее время процесс накопления мусора в Арктике продолжается. Особенно это характерно в новых растущих городах и посёлках Республики Коми, Республики Карелии, Мурманской области и Западной Сибири. Раз усиливается присутствие человека в Арктике, значит, объёмы ТБО будут расти. Специалисты предлагают недорогой способ утилизации твёрдых бытовых отходов. Он вполне подходит для маленьких городков и деревень. Это сжигание ТБО в небольших металлических контейнерах. Но всё-таки самый подходящий способ для арктических широт — это утилизация мусора путём сортировки, то есть тот самый раздельный сбор. Да, этот метод затратный, но самый эффективный для северных широт.

ТКО и ТБО: в чём разница на практике

Нужен цивилизованный подход в обращении с отходами, цель которого — именно сократить несанкционированные свалки и максимально вовлечь в переработку вторичные ресурсы. В первую очередь, это касается ТКО. Полигон с ТКО из — за наличия в мусоре органики — можно сравнить с биохимическим реактором. При разложении органики на свалках образуется так называемые свалочный газ: коктейль из водорода, метана, метантиола, формальдегида, окиси этилена. А сбросы в поверхностные стоки состоят из этантиола, ацетона, фенола, крезола. Это только маленький перечень основных опасных для человека ингредиентов. Особенность почв Арктической зоны не позволяет оперативно утилизировать биологические отходы. Необходимо вовлечь в переработку вторичные ресурсы. По данным «Мониторинга хода реализации мероприятий национального проекта Экология»? численность организаций, занимающихся сбором, утилизацией и переработкой вторсырья в Арктической зоне, например, Карелии выглядит следующим образом: собирают и утилизируют четыре компании, перерабатывают — ноль компаний. Из этого следует, что рынок вторсырья на этих территориях не развит совсем. На всех остальных территориях картина ненамного лучше.

А ещё вишенка на торте: вывоз ТБО не входит в обязанности регионального оператора. Нет, вывезти, конечно, можно, но, чтобы это сделать, вам необходимо заключить договор на вывоз с любым перевозчиком, имеющим лицензию на утилизацию мусора 4−5 класса опасности, и заплатить за это действо немалые деньги, так как транспортирование и передача для захоронения отходов этого класса опасности, не относящихся к ТКО, не включены в норматив накопления ТКО — соответственно, не предусмотрены в тарифе, установленном для регионального оператора. А оператор, являясь коммерческой организацией, определяет стоимость данной услуги, исходя из экономической целесообразности. Схема, как мы видим, мутная. Здесь и непонятные тарифы, и наличные деньги за въезд на свалку, и складирование неучтённого мусора.

Что из этого получается — мы можем посмотреть на примере небольшого посёлка городского типа на севере Карелии. Между посёлком и административным центом 80 км. Подрядчик, вывозящий мусор из посёлка, конечно, находится в административном центре. Вы живёте в посёлке и собрались построить новый дом на месте обветшалого старого. Вам надо освободить площадку для строительства и вывезти то самое ТБО. Вы — человек с активной жизненной позицией, любите свой край, всё знаете о ранимости природы севера, поэтому звоните оператору и просите рассчитать вывоз вашего ТБО, а когда получаете рассчитанную сумму за вывоз, то лихорадочно начинаете искать альтернативные варианты, так как сумма космическая для местных жителей. В нашем примере — это 7000 рублей за одну машину. Вопрос: куда будет вывезен мусор жителем посёлка? Конечно, на ближайшую несанкционированную свалку. И чем большими темпами развивается территория этого посёлка, тем больше возникает стихийных свалок вокруг…

Карелия, Белое море
Карелия, Белое море

***

Автор: Ольга Ягодина, солевар, специально для GoArctic