После прочтения вот этой статьи о том, что Гриша меня не расстраивает,
может возникнуть вопросы следующего содержания:
А есть ли у Гриши характер? Вы вообще разрешаете Грише быть собой? Допускаете саму возможность, что у Гриши есть характер? (это прямые цитаты из одной беседы на эту тему)
Отвечаю.
Очень часто на неправильное поведение ребёнка или человека говорят: это у него такой характер.
Какой такой?
Нарушать правила? Делать свою же жизнь хуже? Совершать действия, несовместимые с жизнью? Характер такой?
Характер такой: сидеть и по 5-8 часов делать уроки? Вот такой характер вредный, бесить всех вокруг своим нытьём? Ну, в смысле, приставать ко всем с разговорами об одном и том же.
Это характер?
Бояться каждого встречного-поперечного - это характер? Котов бояться - это характер? Читать не уметь - это характер? Не хотеть учиться делать то, что сложно - это характер?
Доводить окружающих до бешенства - это характер?
Вот на эти вопросы кто-нибудь может ответить положительно? Да, мой ребёнок такой вреднючий, что специально делает уроки по 5-8 часов, чтобы меня бесить?
---
Не знаю, как там у других, но то, что мне посчастливилось увидеть, работая с Гришей, говорит мне о следующем, что до определённого момента развития у вот таких детей, если характер и есть, то он погребён под бесконечным количеством симптомов и ограничений.
Это как сказать про человека, что не может ходить, это он такой вредный, уселся в кресло и не хочет ходить.
Хм...
Так и с Гришей.
Но здесь, конечно, сложнее. На много. И я не просто так это говорю. Мне очень долго вешали лапшу на уши и сама я её генерировала на тему того, какой сильный у моего мальчика характер. Такой он упёртый, никого не слушает, делает всё по-своему...
А мой мальчик был так ограничен во владении своим телом, что всё, на что его хватало, это орать и отбиваться, чтобы его оставили в покое...
Когда до меня это дошло... я люто возненавидела всех скопом психиатров, которые втирали мне за сильный характер и "аутисты - они такие" и поняла, что все эти "сильные" черты характера можно скорректировать и "он такой аутист" станет совсем другим.
И всё это я и наблюдаю уже 4 года. Как ребёнок сменил чуть ли не четвёртый "характер" подряд. Нонстопом.
И даже из последнего. Ещё летом это был трусливый подросток, а сейчас храбрый (в своих пределах) юноша.
Это у него характер изменился? Или ему продемонстрировали его возможности, показали, как он может достигать целей, которых боялся, как огня, а ему хватило мозгов сделать выводы, что да... я могу. И он так и начал к этому относиться.
Где характер? Изменился? Или просто сняли ограничения?
Гриша дисциплинирован. Но был ли он таким даже 2 года назад? Нет. Он ещё тогда орал и да, сражался, чтобы уроков не было. И не был дисциплинированным. Теперь стал.
Характер?
Полтора года назад он на дух не переносил ни бабушку, ни брата, никого, учителя тоже.
Сейчас любит учительницу, бабушку, брата.
Характер? Или его научили, показали, объяснили?
Годами Гриша был смурным злобным мальчиком. Сейчас постоянно улыбается.
Что? Характер? Или всё же количество ограничений сильно уменьшилось (в том числе и тонус лицевых мышц), что позволило мальчику улыбаться?
Или самое яркое - бег. Ребёнок не бегает, плетётся как варёная картофелина. Ну он же аутист, у него сенсорные нарушения, его люди бесят, он их боится. Да...
Отвечаю. НОГИ! Приведите в приличное состояние ноги детей - они побегут. Ибо бежать от восторга - это... это... порыв души. Но если твои ноги тебя не слушают, то порыв не поможет...
Уточнение. Есть дети, которые бегают. Значит, это не про них.
Но есть сотни и тысячи аутистов, что не бегают. Я не имею ввиду странное подпрыгивание, что бегом зовётся. Нет. Нормальный бег, с правильной постановкой ноги.
---
В общем, думаю, очевидно моё мнение по поводу характера у аутичного мальчика Гриши. И я знаю, что меня за это можно считать монстром в человеческом обличии. Мол, вот она, мигера, мальчика сломала.
Принимаю всё, со всем согласна.
Ибо.
А вот теперь выходит на сцену то, чем я могу гордиться. Вот это всё, дисциплинированность, стойкость, последовательность, креативность (ага), улыбчивость, оптимизм, эмпатия (ага), забота о ближнем, любознательность, аккуратность, целеустремлённость, храбрость, незашоренность, открытость новому, собственное мнение, уважение к чужому мнению - вот это всё - Гриша.
И вот вопрос. А это что? Характер? Или... Что это? Следствие обучения?
Значит, не характер? Или это обучение было возможно только потому что изначально был такой характер?
Или характер - это совокупность приобретённых привычек?
Быстрый поиск даёт такое определение характеру - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
И тогда получается, если аккуратно и системно работать над определёнными психическими свойствами (что бы это ни значило), то можно и характер сделать.
То есть, характер - это воспитание?
Итак.
А есть ли у Гриши характер?
Я не знаю.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. При этом я могу сказать, что Гриша всегда был сопереживающим человеком. Он всегда был способен разделить боль другого человека и позаботиться о человеке. Да, это было по-детски и как-то странно, без эмоций (но тут я думаю, что дело в тонусе лицевых мышц).
Это характер, сопереживать? Я не знаю. Но это прошло с ним через все 12 лет. С годика это было очевидно. Помню, как Гриша аккуратно укрывал папу одеялом, когда тот спал... Ему был годик. Его никто об этом не просил. Он просто это видел раньше.
К слову, этот момент для тонко понимающих, что такое аутизм на самом деле, и является самым противоречивым в Грише. Ибо... если человек эмпатичен... он способен... коммуницировать, а значит... это не аутизм?
И вся аутичность Гриши упирается в речь, которая появилась катастрофически поздно, и демонстрирует сейчас весьма своеобразное своё развитие? И в диспраксию, которая сделала Гришу полностью неуправляемым?
Но это... что всё это меняет? Выше, быстрее, дальше - и поле ваше заколоситься?
Хм...