Найти тему

Генетика в 9 классе. Сцепленное наследование. Закон природы с самой простой формулировкой

С одной стороны, изучать сцепленное наследование в 9 классе, на мой взгляд, рановато. Если это, конечно, не медицинский класс. Но у меня-то как раз не медицинский, а самый обычный. А с другой стороны, как-то нужно рассказать о наследственных заболеваниях, чтобы хоть что-то было понятно. И тут без сцепленного не обойтись.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Я выхожу из положения таким образом. Для самых продвинутых, а в 9 классе они всегда бывают, имеется такой вопрос:

Назовите условие, при котором выполняется третий закон Менделя.

Вопрос очень сложный для тех, кто только начинает знакомство с генетикой, поэтому ответ (изучаемые гены должны находиться в разных парах хромосом) заслуживает пятерки.

Заодно можно еще раз упомянуть гениальную интуицию Менделя, ведь возьми он случайно признаки, гены которых сцеплены, и ничего бы у него не вышло.

Далее спрашиваю, а часто ли гены находятся в разных парах хромосом. К примеру, если хромосом всего четыре пары (дрозофила), а генов — около 14 тысяч (по википедии)?

Приходим к выводу, что весьма многие гены располагаются в одной паре хромосом и, следовательно, при делении (а это повод вспомнить о ходе мейоза) уходят к одному полюсу клетки.

Далее кратко знакомимся с личностью Томаса Моргана и с тем фактом, что в начале двадцатого века генетики переключились с гороха на дрозофил. Можно и небольшое кино найти и про Моргана, и про дрозофил. А лучше в комплекте)

Фото с ресурса https://indicator.ru/
Фото с ресурса https://indicator.ru/

Кстати, смешной эпизод произошел у меня однажды в связи с этой темой. В одном из классов был ученик, увлеченный историей пиратства и пиратов. Настоящих, тех самых, что базировались на Тортуге и легли в основу повестей Рафаэло Сабатини о капитане Бладе. Так вот, этот ученик припомнил великого капера по фамилии Морган и, что называется, с пеной у рта начал доказывать мне, что Морган не мог жить в 20-м веке и заниматься генетикой.

Тот факт, что капера Моргана звали Генри, только подлил масла в огонь, потому что нашелся в классе также и фанат сериала «Вечность», главного героя которого как раз и зовут Генри Морган. При этом герой «Вечности» путешествует из века в век, что придало изюминки разнице в возрасте генетика Моргана и пирата Моргана.

А рассказываю я это потому, что заметила, что у некоторых детей, несмотря на возраст в 15-16 лет, еще не сформировалась четкая грань между реальностью и фантастикой, а кроме того, они не чувствуют времени — сто или двести лет назад для них как позавчера.

Поэтому и смешались в кучу кони, люди, в смысле, разные Морганы.

Кстати, сериал пришлось посмотреть, чтобы понять, о чем мы спорили на уроке. Как-нибудь поделюсь впечатлениями.

Записываем закон Моргана — тот самый, с наиболее простой формулировкой.

Следующий вопрос для продвинутых: какая проблема может возникнуть в природе в связи с наличием огромного числа сцепленных генов, т. е. таких, которые всегда уходят к одному полюсу клетки.

Просто хочется, чтобы до идеи кроссинговера ученики додумались сами. В принципе, иногда додумываются, к моей вящей радости.

Переходим к кроссинговеру. Опять вспоминаем ход мейоза, находим удобную фазу для обмена генами. Если нет возможности продемонстрировать процесс интерактивно, рисую на доске две большие палочковидные хромосомы и отмечаю две пары генов. Для преодоления скуки (а далеко не все увлечены генетикой) беру что-нибудь фэнтезийное. Например, у нас лошади. Прямая грива сцеплена с красными копытами, кудрявая — с золотыми.

Из рисунка видно, что все рождающиеся жеребята с красными копытами обречены иметь прямую гриву, а все жеребята с золотыми копытами — кудрявую гриву. При помощи мела и тряпки (это неубиваемые инструменты, не правда ли?) создаем ситуацию кроссинговера. И — о, чудо! - на свет «появляется» жеребенок с золотыми копытами и прямой гривой. Вот оно, разнообразие признаков, необходимое в природе.

Предлагаю ученикам придумать (или взять реальные) любые две пары признаков и самостоятельно изобразить в тетради процесс кроссинговера.

Оставшееся от урока время тратим на обобщение всех четырех законов генетики, которые узнали к настоящему времени.

А вы как даете тему сцепленного наследования в 9 классе?

Наука
7 млн интересуются