Нет во всем Евангелии более загадочного понятия.
И в то же время нет более часто употребляемого Иисусом Христом словосочетания. Причем, того словосочетания, которое прозвучало в самом первом Его обращении к людям:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мф. 4. 12.
Но мы нигде не найдем точного определения, что же такое Царство Небесное.
Иисус Христос только последовательно проводит ряд его уподоблений.
То есть приводит ряд вполне земных, примеров и образов, которые являются указаниями на какие-то характерные признаки Царства Небесного.
Что же это за примеры:
- это человек, посеявший семена на своем поле, часть из которых погибла, а часть дала плоды;
- это горчичное зерно, которое по размерам очень маленькое, но когда оно выросло, стало большим деревом;
- это закваска, положенная в тесто, благодаря которому тесто поднимается и вскипает;
- это жемчужина, ради которой ловец жемчуга продал весь остальной жемчуг;
- это клад на поле, ради которого человек, его нашедший, покупает все поле;
- это невод, который вытаскивает из моря разного рода рыб, нуждающихся в сортировке…
Удивительное разнообразие!
Складывается впечатление, что Царство Небесное – это нечто и вполне земное и в то же время небесное.
Это нечто, что уже есть, но и грядет в будущем.
Это что-то до боли знакомое людям, и в то же время, постоянно ускользающее от их понимания и осознания.
Это то, что они уже имеют, но что еще не реализовало себя в полной мере…
На основании этих примеров, если их обобщить, можно сделать вывод, что Царство Небесное – это:
- некий «Человек», воплощающий в себе стремление к самым высоким побуждениям и качествам;
– некое человеческое «душевное состояние» с набором определенных качеств, главными из которых является радость и любовь;
- это какое-то «вещество», «предмет» или даже «энергия» с помощью которых происходит нечто очень важное;
- и наконец, это – некое «время», с приходом которого все изменяется, и «тайное становится явным».
Что ж, вы ничего не заметили?
На самом деле есть только один шанс совместить все три эти «измерения» Царства Небесного.
И шанс этот заключается в том, если мы признаем, что Царство Небесное – это и есть Сам Иисус Христос.
Только в этом случае все «признаки» этого Царства, описанные Им в различных образах и уподоблениях, совместятся без каких-либо натяжек.
В самом деле, Христос и есть тот «Человек», а точнее «Богочеловек», Который и проводит все благородные посевы на поле жизни каждого человека.
Он же и воплощает в себе все самые вожделенные душевные состояния, к которым стремятся люди – радость и счастье от большого ли «урожая», от находки «жемчужины» или поимки «клада».
Он обладает теми «предметами» и «энергиями», которые подобно «неводу» или «закваске» «ловят» людей и преображают их физически и внутренне.
Ну и, наконец, Христос еще и как властитель времени, распределил его по определенным срокам.
Первый раз Он приходил спасти людей, второй раз Он придет судить их.
Вот таким удивительным образом Христос и предстает верующему человеку – во всем Своих проявлениях, которые в совокупности и являют собой Его Царство Небесное, в котором человек становится Его подданным.
И это «подданство» как раз и должно проявляться во всех тех измерениях Царства Небесного, о которых мы говорили.
Нет их – и человек не может быть христианином, что бы он о себе не мнил.
Давайте применим эти «измерения» Царства Небесного к нам, верующим.
Итак, ты должен стремиться стать совершенным человеком по принципу: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48).
Нет у тебя этого стремления к совершенству – и ты уже не можешь быть христианином, подданным христианского Царства Небесного. Ибо для таких «совершенных» оно и создано.
Ты уже сейчас должен быть причастен к высшим душевным состояниям – радости и любви, выполняя многочисленные призывы Христа: «радуйтесь!...» и «любите!...»
Нет в тебе этих качеств и состояний – и ты тоже не христианин. Ибо тот, кто не испытал их в этой жизни – как будет вкушать их в Царстве Небесном?
Далее. Ты уже сейчас должен быть знаком с «предметами» и «энергиями» Христа –
- уметь забрасывать «невод» для ловли людей в христианские «сети»,
- знать «рецепты» закладки закваски учения Христа во все мирские науки,
- стараться по принципу «сеятеля» разбрасывать зерна Христовых повелений и заповедей,
- уметь искать «клады» и «жемчужины» Божьего образа в каждой человеческой душе.
- а Христова «энергия», как благодать Св. Духа, должна уже быть знакома твоей душе в церковных таинствах.
Ну и наконец – время.
Ты должен научиться совмещать несовместимое – настоящее и будущее, мимолетное и вечность.
То есть - уже иметь Христа в своей душе, и в то же время ждать Его второго Пришествия.
Или уже внутри своей души жить в Царстве Небесном и в то же время, молясь молитвой «Отче наш» - чаять прихода Царства Небесного во всей его «силе и славе».
Ну что – вы проходите тест на попадание в Царство Небесное?