Вы заметили, что познавательных статей в дзене становится всё меньше? Интересные каналы не развиваются, лента задолбала новостями о тех, кого считают звездами - звезда поела, звезда одела (если повезёт, надела), звезда переспала…. Удивительно познавательно, содержательно и с заявкой на след в истории. Через сколько минут забудет плебс этих селебрити?
А так называемые исторические сериалы? Последняя новинка Елизавета поразила пошлостью и пренебрежением к великой истории России, и у меня нет ответа, почему буратинистый режиссер Иосифов смачно плюнул в наше прошлое.
А давайте поговорим о подлинной истории героев простыми словами.
Сегодня - о женщине, оставившей в истории России настоящий неизгладимый след. Возможно именно благодаря этой женщине история сделала крутой поворот, а в чём-то и вовсе сошла с рельс?
В январе 1547 года наследник великокняжеского титула Иван, сын Великого князя Московского Василия от его второй жены, литовской княжны Елены Глинской, решил венчаться на царство. Решение повысить статус до царского было неожиданным и ошеломило буквально всех. Бояре, привыкшие опекать юного наследника, почувствовали, что теряют власть - царь достиг не только формального совершеннолетия, но и проявил вполне недвусмысленное намерение окончательно избавиться от высокородных опекунов, которых постаралась разогнать мать Ивана, рыжеволосая красавица Елена. Когда Ивану было три года, литовка Елена проявила нордический характер и разогнала опекунский совет, ту самую Семибоярщину. За свою отвагу и жажду власти, да ещё и за надменного чванливого любовника Елена жестоко поплатилась - ей едва исполнилось тридцать, когда она была отравлена. Бояре было вздохнули свободно, как молодой великий князь ошарашил всех новостью, решив стать царем.
Как именно Великий князь Иван Васильевич додумался до венчания на царство, доподлинно неизвестно. Поистине, решения правитель принимает в тайне от окружающих. Я думаю, что Иван Васильевич безусловно тяготел к ничем и никем не ограниченной власти, ибо это было вопросом его личной безопасности, ведь он вырос в атмосфере вражды бояр к Глинским и тяжело пережил убийство властной и умной матери. Недавнее восстание против Глинских чуть было не стоило Ивану жизни, чудом удалось уболтать подначенный боярами взбесившийся Московский люд.
Однако скорее всего идея венчания на царство возникла у умного митрополита Макария, когда в декабре 1546 года Великий князь Иван заявил о желании жениться.
Что ж, жениться было самое время - Великому князю шестнадцать лет, он здоровый, высокий по тем временам -178 сантиметров- рыжеволосый юноша готов стать мужем и отцом. Княжество нуждается в наследнике, и тянуть с его появлением правителю не следует.
Митрополит Макарий в своих планах решил пойти дальше и предложил Ивану перед женитьбой венчаться на царство.
Но не только могущественные бояре воспротивились укреплению положения Великого князя, смятение нарастало и в религиозных кругах. Крупица здравого смысла в сомнениях иерархов безусловно была: отец Великого князя Василий III, после двадцати лет бездетного брака прогнал некогда любимую жену Соломонию Сабурову и сослал её в монастырь. Князь Василий боялся потерять власть, даже запрещал братьям жениться, пока не родится наследник, но …
С отставкой Соломонии в обществе сложилась непростая ситуация: Боярская дума одобрила развод, а церковь развод не поддержала - Библия о разводе молчит, да и Соломония не грешница Иродиада, с именем которой связано единственное упоминание о разводе в Святом писании. На всё воля Божия, коли уж повенчан перед лицом Бога, живи с женой, пока смерть не разлучит вас. Однако за приверженность догмам митрополит Варлаам лишился чина, а преподобный Максим Грек отправился в ссылку. А вот новый митрополит Даниил спешно развенчал князя.
Насильственный постриг несчастной Соломонии открыл длинный список отвергнутых и насильно постриженных в монахини царских жён, и этот страшный список начал активно пополняться.
Как ни крути, по канонам того времени вторая жена Великого князя Елена Глинская вышла замуж за женатого, а её дети, Иван и Юрий, были незаконнорожденными. Формально происхождение князей при желании могло быть признано сомнительным.
Однако немного изменив идею верховной власти с происхождения на Божественную, митрополит Макарий убедил Ивана венчаться на царство. Властному и осторожному Ивану идея пришлась по вкусу, и в январе 1547, возложив на голову Ивана шапку Мономаха, митрополит Даниил благословил его на царство. Русь обрела своего первого царя из династии Рюриковичей.
Его шестнадцатилетнее величество женился стремительно - уже в начале февраля того же года. Браку царя предшествовали легендарные смотрины, традиции которых уходили корнями в древнюю историю Византии. Протокол смотрин я подробно описала в статье об Анне Колтовской, которой суждено было стать третьей (или четвёртой?) женой царя Ивана Грозного.
Анастасия Романовна Захарьина - Кошкина, избранная из многих девушек невеста, на мой взгляд, была одной из величайших женщин русской истории даже не потому, что именно её род дал начало великой династии Романовых. Личность и судьба этой женщины определила ход истории России, своим влиянием определив личность одного из самых известных русских правителей.
Маленького роста, тёмно-русая - вот и всё, что известно о внешности Анастасии. Собственно, современники обсуждали выдающиеся личные качества молодой царицы, её чувствительность, добродетель, способность сопереживать людям. О красоте царицы не упоминалось - безупречные внешние данные подразумевались сами собой. Точная дата рождения царицы неизвестна, но вряд ли жена могла быть старше своего шестнадцатилетнего мужа. По всей видимости, девушка была чем-то замечательна для проницательных людей, не случайно прозорливый преподобный Геннадий Любимский предсказал матери Анастасии, боярыне Иулиане, что быть её дочери царицей на Москве.
Когда великий автор методики реконструкции тканей головы по черепу Герасимов обследовал царские захоронения в Архангельском соборе, оказалось, что восстановить внешность царицы Анастасии невозможно - кости черепа сильно повреждены. Когда? Никто уже не узнает, возможно это произошло во время экстренной эвакуации саркофагов цариц из Воскресенского девичьего монастыря, когда большевики собрались взорвать его. А может быть, кости черепа были разрушены воздействием ртути, которая была обнаружена в тлене в чудовищных количествах.
Красоту юной царицы ещё более украсили богатые мужнины свадебные подарки - шкатулы с украшениями, поясами, волосниками, цветы с каменьями, цепи из золота.
Имелась среди украшений даже богато инкрустированная самоцветами и жемчугами корона.
Очевидно молодой царь был счастлив - царица Анастасия в дела мужа не вмешивалась, терпеливо умело сдерживала гневливость Ивана Васильевича и исправно рожала детей.
Но не все радовались счастью молодого царя. Боярство чувствовало себя глубоко уязвлённым и расчёсывало свою обиду, нанесённую ещё матерью молодого царя. Виданное ли дело, царь посадил на трон не ровню из родовитых бояр, а взял… рабу свою.
И нам как служити своей сестре?
Действительно, вопрос имел право стоять весьма остро - Анастасия ни древностью рода, ни богатством не вышла. Царь Иван видимо неплохо знал историю - ещё в Византии место рядом с царём вполне могла занять красивая и умная простолюдинка, а у Анастасии Романовны к этим качествам прилагался ещё и дядя - бывший опекун малолетнего Великого князя со своим влиянием на царя. Возвышение Романовых тревожило бояр и углубляло и без того глубокую трещину между ними и царём.
Царская жизнь Анастасии была вполне благополучной, в государственные дела ей доступа не было, да она ими и почти не интересовалась. Царица оказалась талантливым организатором - вышивальные мастерские царицы вышли из стен терема. Покровы, вышитые в мастерских Анастасии, украсили сначала самые известные монастыри, а сейчас украшают ведущие музеи страны. Тонкая работа, мастерский рисунок вышивки, безупречный вкус впечатляют даже спустя почти пятьсот лет.
Царица прославилась своей добротой, она щедро помогала нищим и обездоленным, её любили подчинённые. Анастасия научилась тонко управлять гневом вспыльчивого мужа и приобрела на него огромное влияние.
А бояре наперебой сочиняли небылицы о царице, сравнивая её с библейской царицей Евдоксией, гонительницей Златоуста. Ненависть бояр к царице с горечью описывает Иван Васильевич в письмах к Андрею Курбскому.
За тринадцать лет счастливого брака Анастасии пришлось пережить утрату четырёх детей, умерших в младенчестве. Совершенно мистическая и очень страшная история произошла со старшим сыном царской четы, царевичем Дмитрием. Малышу было всего несколько месяцев, когда отец, царь Иван, собрался в дальний монастырь на богомолье в благодарность за чудесное исцеление от некой загадочной болезни. Хворь поразила царя в 1553 году, состояние его ухудшалось, все готовились к худшему. Царь Иван приказал боярам присягнуть младенцу - наследнику Дмитрию. Болезнь мужа стала первым в череде сильнейших стрессов, приведших к безвременной смерти царицы.
Второе потрясение случилось во время того самого паломничества - малыш наследник Дмитрий утонул. Как это произошло, доподлинно неизвестно - то ли его уронила в воду нянька, неловко поскользнувшись на шатких сходнях, то ли его погубили сами родители. Отец захотел приласкать сына, соскучившись по нему в поездке на Белое озеро, и попросил мать передать сына в соседнюю лодку, но не удержал и уронил в воду.
Малыша достали, но он уже не дышал.
Наследника похоронили в Архангельском соборе в ногах у деда, Василия III, подчеркнув тем самым его высокий государственный статус.
Как пережила это царица Анастасия?
За год до смерти в 1558 году царица потеряла дочь Евдокию. Вскоре царица серьёзно заболела.
Свидетельства современников о болезни царицы противоречивы. Кто-то говорит о внезапной болезни молодой цветущей женщины, кто-то подчёркивает, что здоровье царицы было подорвано частыми родами. Очевидно, негативное влияние на состояние царицы оказал стресс, в котором она находилась до самой смерти - в Москве начался сильнейший пожар. Со стороны пылающего Арбата в Кремль летели горящие головешки, густой дым не давал дышать. Чтобы спасти больную испуганную царицу царь отвёз жену в Коломенское, свою родную вотчину - знаменитый шатровый храм Вознесения в Коломенском заложен был в ознаменование рождения Ивана, а сам вернулся в город тушить пожар.
Царица провела свои последние дни в состоянии сильнейшего стресса, напуганная пожаром, нездоровая, сходила с ума в тревоге за мужа. В начале августа 1560 года царица Анастасия скончалась.
День кончины царицы стал днём преображения молодого царя. На похоронах царицы Иван Васильевич еле держался на ногах, за гробом царицы его почти волоком тащили приближённые. Царь почернел и постарел в одночасье. Гроб никак не могли внести в Воскресенский монастырь, люди хотели проститься со своей доброй царицей, которую называли матерью. Плакала вся Москва, размазывая по лицу слёзы пополам с сажей.
Царь Иван был безутешен. Он был уверен, что царицу отравили. И без того напряженные отношения царя с боярами обострились ещё больше.
И полетели боярские головы с плеч…
После смерти царицы царь пишет Курбскому письмо: «… а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было». Ну вот нам и ключ к понимаю последовавших репрессий - потеря любимой жены. Тринадцать лет счастья первого царя всея Руси Ивана Васильевича закончились. Очень скоро страна узнала Ивана Грозного, гневливого и блудливого, чёрную тень, лишь отдалённо напоминающую счастливого мужа и отца.
Под каким углом не рассматривай историю знаменитого русского грозного царя, прозвищем своим он обязан замечательной женщине, первой русской царице Анастасии Романовне Захарьиной, вернее, её безвременной кончине. Озлобленный и напуганный царь вскоре создал первый регулярный репрессивный орган - опричнину.
Совсем скоро её внучатый племянник, Михаил Федорович, станет первым Романовым на русском троне.
Ссылки по тексту: