Интересная нынче наблюдается тенденция у официальных историков - царь Иван Васильевич по прозвищу Грозный сияет как солнце во всём блеске величия его государственной мысли. Начал этот процесс товарищ Сталин, которому постарались угодить все. Но великий фильм Эйзенштейна тут же бросил своего гениального создателя в жестокую опалу, как только во второй серии на экран просочилась правда о личности царя - тирана.
И особенно любопытно, как тщательно замалчивают историки роль людей, оказавших на царя особое влияние, и особенно тех, кто принес царю те победы, благодаря которым первый царь Руси Иван IV вошёл в историю как великий воин.
Учёные и политики пятен на солнце упорно не замечают - опричнина, массовые казни, ничем не обоснованная жестокость даже по отношению к близким, странные отношения с верой и религией... И конечно, как говорили в СССР, моральный облик.
Сильный правитель, собиратель земель, чуть ли не святой... Разве что канонизировать ещё не успели. Погодите, дайте время, над этим идёт упорная работа.
Был во время правления Ивана Грозного интереснейший период, о котором почти никто из историков предпочитает не вспоминать - бабье царство. А между тем, именно в этот короткий период была упразднена опричнина, а Русь была спасена от татар и турок.
Ключевой фигурой этого короткого, но захватывающего, как сериал, времени являлась, безусловно, Анна Алексеевна Колтовская. Именно она оставила в жизни Грозного и в русской истории ярчайший след, несмотря на то, что брак с ней продлился всего полгода.
Анна Колтовская была выбрана царём на знаменитом втором смотре невест в 1571 году. Иван Васильевич вдовел уже два года, злился, страдал, и второй смотр должен был определить лучших девушек Руси, из которых царь смог бы выбрать очередную будущую царицу и жену для старшего сына Ивана.
Из двух тысяч знатных и не очень девушек сначала выбрали 24. Царь входил в палаты к ожидавшим его красавицам, здоровался, знакомился. Девушки кратко отвечали государю, после чего Иван Васильевич удалялся. Из 24 красавиц отобрали половину. Двенадцать красавиц, которых обнажёнными осматривал царский доктор Бомелиус, рыдали от унижения, а их отцы протирали руки в предвкушении получения боярства и царских милостей.
Более других царю приглянулись Марфа Собакина и Анна Колтовская.
Марфа, нежный цветок, милая, кроткая, стала женой царя Ивана Васильевича, а Евдокия Сабурова была отдана в жены царевичу Ивану.
История Марфы Собакиной - интересная и загадочная. Третий по счёту царский брак продлился всего две недели, венчание состоялось 28 октября, а 13 ноября Собакина умерла. Я думаю, что Марфу отравили сразу после свадьбы, ведь если бы она была больна на момент венчания, доктор Бомелиус вряд ли остался бы в живых за грубую ошибку, не заметив болезнь, ведь перед свадьбой он тщательно осмотрел невесту на предмет здоровья и непорочности. Царь был очень мнительным, боялся заразы, и не стал бы близко общаться с тяжело больной девушкой.
Царь Иван Васильевич приказал зажарить Бомелиуса живьём только через восемь лет после смерти Марфы Собакиной, так что, судя по всему, досвадебный осмотр Марфы Васильевны ничего тревожного не выявил.
После скоропостижной смерти царицы Марфы Васильевны внезапно овдовевший царь утопил Русь в крови. Начались невиданные репрессии, казни, пытки, опричники старались вовсю, желая услужить царю в наказании отравителей.
Но уже через несколько месяцев царь пожелал вступить в новый брак. Анна Колтовская была второй девушкой, которая понравилась царю на втором смотре девушек. Она и стала новой невестой государя.
Но не всё было просто. Лимит законных браков царь исчерпал после венчания с Марфой Собакиной. Православный по канонам мог жениться лишь трижды, ослушавшийся же предавался анафеме. Любой, но не царь.
Митрополит Кирилл категорически возражал против нарушения канонических правил и менять свое решение не собирался. К тому же, царь попал в ловушку собственного благочестия - Иван Васильевич считался знатоком церковных канонов, равным иерархам церкви, и кичился этим. Готовность отказаться от правила трёх законных браков компрометировала его, но желание жениться было сильнее. Царь безуспешно уговаривал иерархов закрыть глаза на неудобные формальности. Скоропостижная смерть строптивого митрополита Кирилла пришлась очень кстати, а созванный собор уже не так ретиво сопротивлялся желанию царя сочетаться четвёртым браком. Новгородский архиепископ Леонид сумел убедить собор услышать доводы царя: Иван Васильевич утверждал, что венчался с уже настолько больной Марфой, что после свадебного пира она уже была неспособна выполнить супружеский долг, да и царь якобы не горел желанием вступать в интимные отношения с полуживой девушкой, а стало быть, брак, как сказали бы сейчас, был недействительным.
Архиепископ Леонид слыл корыстолюбцем и угодником власти, и в конце апреля собор пришел к выводу, что брака с Собакиной вроде как и не было, и выдал особый приказ о разрешении венчаться, а уже через месяц архиепископ Леонид славил в молитвах царицу Анну.
Колтовской уже исполнилось восемнадцать, по тем временам возраст женского расцвета и некой житейской мудрости. Рано осиротевшая девочка из рода рязанских служилых дворян воспитывалась в семье Андрея Курбского, одного из злейших врагов Ивана Грозного, предателя и изменника. Девушка смогла очаровать царя лёгким нравом, на половине царицы всегда было весело и беззаботно, и чёрная душа царя отдыхала в обществе милых теремных красавиц, к которым Анна, если что, и не думала ревновать мужа. Именно этот период русской истории и носит название бабье царство.
Несмотря на то, что на царя была наложена формальная трёхлетняя епитимья, набожный царь не чувствовал печали. С Анной и её окружением царь как будто причащался простых светлых житейских радостей.
Именно в это время заканчивает своё существование опричнина. Думаю, что ещё недавно всемогущий Малюта Скуратов видел в царице главного врага.
В это же самое время у Ивана Васильевича появляется новый фаворит. Боярин Борис Тулупов выдаёт сестру за царского шурина Григория Колтовского, входит в ближайшее окружение царя и становится новым могущественным временщиком. И это ещё один веский довод о том, что ещё недавно могучий царедворец Скуратов имел все основания ненавидеть царицу Анну и её окружение.
Удивительное спокойствие проявляет царь Иван Васильевич в браке с Колтовской. В это самое время на Русь надвигается огромная беда - со стороны Крыма на Москву идёт огромное крымско - турецкое войско Девлет Гирея. За год до этого Москва была разорена и сожжена, и Девлет Гирей выдвигается на Русь , считая ее лёгкой добычей. Он думает, что просто идёт забрать своё. Судьба Руси висит на волоске.
А царь вместе с Анной и её бабьим царством обустраивает новую резиденцию в Новгороде.
Чтобы снять трёхлетнюю епитимью царю нужно было пойти войной против неверных за православные ценности. Но Иван Васильевич остаётся в глубоком тылу в Новгороде, с молодой женой, а воевать отправляет боярина Михаила Ивановича Воротынского.
В конце июля 1572 года началась одна из величайших битв в истории России, сражение при Молодях. Войско Девлет Гирея было остановлено в 45 километрах от Москвы и в ходе многодневного тяжелейшего сражения разбито.
Седьмого августа гонец принес в Новгород радостную весть - неверные разбиты, герои сражения князья Воротынский и Хворостинин победили в неравном бою.
Ровно в эти же дни происходит невероятное - царица Анна попадает в царскую немилость. В середине августа царица Анна согласно новгородским летописям молится в соборе Святой Софии, припадает к гробам святых старцев, и уезжает в Москву. Одна.
Царь объявил о разводе с Анной в середине сентября. Даже близкие ко двору люди терялись в догадках, что явилось причиной разрыва ещё недавно казавшихся такими крепкими отношений. Причины развода так и остались невыясненными, поэтому история короткого брака с Колтовской обросла самыми невероятными легендами.
Самая нелепая из них, как мне кажется, это легенда о мести князя Михаила Воротынского царице Анне за то, что она якобы погубила сына князя, вступив с ним в любовную связь.
Странно, но упоминаний об умершем в это время сыне Воротынского не нашлось. Так же не нашлось упоминаний о Борисе Ромодановском, которого якобы подослал князь Воротынский в покои царицы Анны под видом боярышни Ирины. Из легенды следует, что князь Воротынский задумал и осуществил целую операцию, целью которой было погубить царицу Анну. Женоподобный Борис в сарафане, с привязанной косой, настолько понравился царю, что был определен в услужение к царице. И всё бы ничего, если бы боярышня Борис - Ирина до одури не понравился самому царю. Трудно поверить, что опытный Иван Васильевич, имевший доказанные гомосексуальные связи, не отличил мальчика от девочки при более чем близком знакомстве - царь якобы сам надел на шею Борису нитку жемчуга - и что Бориса не раскусила Анна. По легенде к вопящему от ужаса Борису присоединилась орущая от удивления Анна со своими теремными девками - картина совершенно фантастическая, не имеющая никакого отношения к реальности.
Если Анна любила сына Воротынского, могла ли она быстренько переключиться на Бориса, его племянника и изменять царю с ним через пару месяцев после свадьбы, рискуя жизнью?
Князь Михаил Воротынский как раз в это время руководил ключевой для судьбы государства битвой с войском Девлет Гирея, когда же великому полководцу было плести интриги? Неожиданная опала князя Михаила через 10 месяцев после развода царя с Анной последовала после доноса холопа с подачи самого царя, трусливо отсидевшегося в Новгороде во время битвы и терзаемого завистью к лаврам победителя Воротынского. Возможно именно поэтому современные историки, наперебой старающиеся преподнести заслуги Ивана Грозного, глухо молчат о подлинном герое, победившем неверных - князе Михаиле Воротынском - и совсем не вспоминают битву при Молодях?
Мысль о том, что Анна мстила царю за погубленного любовника, совершенно невероятная, доктор Бомелиус знал свое дело и не пропустил бы такую подробность, как ранее имевшуюся у царской невесты близость с другим мужчиной. И измены быть не могло, жена царя просто не пережила бы своего любовника и понимала это.
Возможно царь неожиданно припомнил Анне, что её воспитали в семье Андрея Курбского? Но прошло уже десять лет, не слишком ли поздно было гневаться? Да и выбирая Анну, царь знал о ней всё, и никаких новостей за несколько месяцев брака не появилось.
Мне думается, царь просто пресытился Анной и решил от неё избавиться. И избавился без церемоний - ведь по всем канонам венчание с Анной всё-таки было вне закона, да и понести от царя Анна не успела.
Следующая "жена" Анна Васильчикова уже примеряла богатый свадебный наряд.
В эти дни делается по Анне щедрый вклад в Спасский монастырь в Коломне. Вклад в монастырь - предвестник беззакония, желание загладить будущий грех. Серебряные оклады для икон, дорогие ткани, соболя - ищи рядом чью-то загубленную судьбу. С четырнадцатого века, когда на Руси женщину впервые постригли насильно - считай, похоронили заживо - за поломанные судьбы расплачивались с монастырями серебром, бархатом и мехом.
Анна Колтовская была пострижена и приняла имя Дария. Дата пострига неизвестна, но думаю, что это произошло, как только стало понятно, что Анна не беременна. Через некоторое время Дария приняла схиму и под рясой с изображением черепа похоронила все свои мирские желания. Впоследствии она меняла монастыри, пока не оказалась в Тихвине под обещание восстановить обитель.
Неизменно к ней обращались с почтением и называли царицей и Великой княгиней.
Умерла Дария уже при Романовых, пережив и грозного мужа, и Бориса Годунова, и Шуйского, и смутное время. Каждый царь посылал ей и её обители щедрые дары, одаривал землями и крепостными. До самой смерти для всех она оставалась царицей, а после смерти стала чтимой святой, восстановивший Тихвинскую обитель.
Её история - удивительная история героев, о которых просто предпочли забыть.