Apud Deum vivi omnes.
У Бога все живы.
Учение Иисуса Христа, пришедшее в мир в Iв. н.э., навсегда изменило ход истории человечества. Последней заповедью Учителя своим ученикам было повеление «научить все народы» (Мф. 28:19) и «проповедовать Евангелие всякой твари» (Мк. 16:15). В скором времени, несмотря на гонения, жестокие пытки и казни, основанная Спасителем Церковь «завоевала» языческую Римскую империю. К концу IV– нач. V вв. н.э. христианское население великого государства начало преобладать.
Учение и доктрины Церкви формировались постепенно. Это был долгий процесс, отмеченный множеством нелицеприятных моментов. Тексты христианских историков, летописцев, жития многих святых пестрят историями о богословских спорах, ересях, заговорах, клевете, ссылках опальных епископов и т.д. Многие великие Отцы Церкви в борьбе с еретическими идеями были вынуждены противостоять властям, наживая себе множество врагов. К примеру, легендарный Афанасий Александрийский (IV в.) благодаря этому получил прозвище «Athanasius contra mundum» («Афанасий против всего мира»). Кроме того, враждовали между собой епископские кафедры пяти главных городов христианской Империи - Рима, Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии. В последнем из них, приблизительно в 347 г., родился великий Иоанн, прозванный благодарными современниками «Златоустом».
«Житие» Иоанна сообщает, что его отец, Секунд, скончался вскоре после рождения сына. Воспитанием занялась мать – Анфуса, под влиянием которой мальчик начал познавать Священное Писание. Будущий Учитель Церкви жил в интересную эпоху. В его время на улицах городов и в деревнях можно было встретить представителей разных религиозных течений – иудеев, почитателей Митры, Сола Инвиктуса (Непобедимого Солнца), астрологов, гадателей, магов и членов различных сект. Со многими из последних активно боролась Церковь, и сам Иоанн в будущем составит против них несколько красноречивых и ревностных проповедей.
В Империи по-прежнему были сильны древние традиции, и пока еще языческим интеллектуалам удавалось удерживать за собой первенство в искусстве поэзии, риторики и философии. Одним из них стал знаменитый Либаний – крупнейший общественный деятель эпохи Поздней античности, руководивший собственной школой риторики в Антиохии. В этой школе начал свое обучение и Иоанн.
Вместе с ним, буквально «за одной партой», как сегодня учатся в университетах студенты-одногруппники, азы древних наук познавали двое других светочей христианства – Григорий Богослов и Василий Великий. Кроме того, некоторое время с ними вместе учился будущий император Юлиан Философ, которого впоследствии христиане назовут Отступником за его попытку возродить язычество в Римском государстве. Вместе с Иоанном, они стали любимыми учениками Либания. Сам Иоанн показал такое усердие и таланты, что, когда его учителя, ревностного язычника, на смертном одре спросили, кому он готов поручить свою школу, тот ответил: «Златоусту, если бы его не похитили христиане».
Свое знаменитое прозвище Иоанн получил еще в молодости за многочисленные проникновенные речи, произнесенные им в родной Антиохии, столице Сирии. Этот город был настоящим мегаполисом. В нем проживали сотни тысяч людей. Население представляло собой «плавильный котел» из десятков национальностей, представители которых придерживались разных философских и религиозных течений. В IV-V вв. Сирия превратилась в главный центр сосредоточения наиболее распространенных ересей – арианства и монофизитства. Местные христиане были вынуждены ежедневно контактировать с ними, а также с язычниками и иудеями, чье влияние также оставалось очень сильным. Древность обычаев и пышность обрядов иудаизма делала его особенно привлекательным для окружающих. Все это создавало угрозу единству и самому существованию христианского мира, что отчетливо видел Иоанн. По этой причине, за годы службы в рядах Антиохийской Церкви Златоуст произнес десятки проповедей, в которых призывал свою паству не посещать собрания еретиков, иудеев и язычников, а также «отвоевывать», возвращать обратно тех, кто уже совершает подобное.
Слава молодого подвижника распространилась по всей Империи и дошла до столицы. В 397 г., после кончины св. Нектария, епископа Константинополя, Иоанн был поставлен на кафедру. На такой высокой должности еще отчетливей стал виден сильный характер Златоуста. Его отличительной чертой всегда была твердость убеждений и отсутствие компромиссов в делах, касающихся веры и благочестия. Иоанн не умел идти на сделку с совестью, никогда не ставил свои личные интересы выше интересов Бога и Церкви. Он был по-настоящему «боевым» святым, который всегда заступался за слабого и не спрашивал, от кого его нужно защищать.
Златоуста не смутило даже противостояние с семьей императора. В это время Восточной империей правил Аркадий (395-408 гг.), сын Феодосия Великого. Среди всего двора особое влияние на него имели два человека – его жена Евдоксия и консул Евтропий. Последний, после свержения партией императрицы, был приговорен к смерти и в качестве последнего пристанища бежал в церковь – к Златоусту. Несмотря на корыстолюбие и другие проступки Евтропия, Иоанн не мог отказать просящему защиты. Не позволил он и лишить имущества семью опального вельможи. Евдоксии пришлось уступить, и этого она Златоусту не простила.
Спустя время, ей удалось сфабриковать обвинение против епископа – по делу об оскорблении величества. Она обвинила Иоанна в том, что он включил ее в список «суетных женщин», которым посвятил недавнюю проповедь. Под влиянием жены Аркадий приговорил Златоуста к ссылке, хотя первоначально обвинители настаивали на казни. Церковное предание сообщает, что в ту же ночь в Константинополе произошло страшное землетрясение, и напуганная Евдоксия упросила мужа вернуть Иоанна.
Однако вскоре у нее нашелся могущественный союзник – александрийский епископ Феофил. Он вступил в противостояние с Иоанном по схожей причине – тот дал убежище монахам, осужденным церковью Александрии. Аркадий вновь поддался влиянию и в 404 г. организовал собор, который постановил изгнать Златоуста в город Кукус (совр. Турция). Даже заступничество Папы Иннокентия I – его послы были задержаны, не добравшись до Константинополя, не помогло. Но не только Иннокентий – сами жители столицы выступили в защиту своего пастыря. Новость о низложении Иоанна вызвала волну народного гнева, и в 404 г. в Константинополе произошло одно из самых разрушительных восстаний за всю его историю.
Даже будучи в ссылке, Иоанн не отошел от своих обязанностей. Сохранилось более 200 писем, которые он писал последователям - братьям по клиру и простым мирянам, наставляя их и укрепляя в вере. Условия обращения с ним были такими, что вскоре он оказался прикованным к постели, страдая от болезней. В таком состоянии его перевели в еще более далекий регион – город Пифиунт (совр. Пицуду, Абхазия). На пути Иоанн подвергался издевательствам, но продолжал бороться. У города Команы Понтийские силы оставили его. 14 сентября 407 г. великого Иоанна Златоуста не стало. Последними его словами было: «Слава Богу за все». Он был погребен в церкви св. мученика Василиска, а в 438 г. его мощи были торжественно перенесены в Константинополь. По легенде, когда народ хором возносил хвалу святителю, его уста произнесли: «Мир всем!».
В глазах простых людей Иоанн Златоуст навсегда остался героем христианского мира, настоящим пастырем, до конца бьющимся за каждую из своих овец. Не только красноречие, но и искренность, с которой он произносил свои речи, принесли ему всенародную любовь. «Боевой святой» стал образцом служителя Церкви и настоящего воина Христа – примером для новых поколений. В свою очередь, богатое литературное наследие святого по сей день пользуется непререкаемым авторитетом во всем христианском мире.