В журнале «Юный Техник» №1 за 1957 год была опубликована статья Л. Василевского «Кордовая модель двухмоторного самолета». В статье было описано, как сделать оригинальную кордовую модель. Собирая эту модель, юные моделисты подробно знакомились с элементарной конструкцией летательного аппарата. Кто знает, возможно именно с подобной модели начинали в те года свой путь будущие конструктора. А сегодня читателю предлагаем ознакомится с конструкцией данной модели, и возможно собрать ее со своими детьми, используя современные материалы и технологии. Предоставим слово автору:
Кордовая модель двухмоторного самолета
Для более опытных моделистов мы предлагаем оригинальную двухмоторную кордовую модель.
Эта модель может выполнять фигуры высшего пилотажа, для чего на ней устанавливаются два мотора, создающих необходимую тягу.
Модель имеет цельное крыло симметричного профиля с размахом 810 мм, которое пропущено через вырез в плоском фюзеляже. Два главных лонжерона сделаны из сосновых реек квадратного сечения 6,5 мм. Они проходят сверху и снизу 16 нервюр из фанеры толщиной 1,5 мм. Для жесткости по передней кромке нервюры скрепляются сосновой рейкой (8 мм), а по задней – рейкой треугольного сечения 6х20 мм. Центроплан на протяжении 275 мм сверху и снизу покрыт фанерой толщиной в 1 мм. Консольные части крыла обтягивают шелком или другой легкой материей.
Плоский фюзеляж нужно сделать из хорошо просушенной сосновой дощечки толщиной 10 мм; его высота на протяжении от конца фонаря пилотской кабины до линии крепления главного шасси 51 мм, а в конце хвоста – 19 мм. По краям центроплана, на расстоянии 100 мм с каждой стороны от фюзеляжа, приклеиваются моторные гондолы. Они имеют такое же плоское сечение, как и фюзеляж, и изготавливаются также из сосновых дощечек толщиной 10 мм. Передняя часть мотогондол усиливается приклеенными с обеих сторон накладками из фанеры толщиной 1,5 мм. Затем к передней части приклеивается моторная рама из фанеры толщиной 6,5-7 мм, под которой устанавливаются бачки для горючего емкостью 100-150 г.
На модели устанавливаются два микродвигателя (компрессионных) по 2,5 см³ цилиндрами вниз.
Формы и конструкция деталей модели показаны на чертеже рисунка 3. Прежде всего следует вычертить на бумаге части модели в натуральную величину, а для этого надо соответственно увеличить размеры масштабной шкалы (рис. 3).
Данные модели указаны в тексте к рисункам 1, 2, 3 и 4.
Компоновочная схема двухмоторной кордовой модели:
1 – проволока 1,5 мм;
2 – поверхность, покрытая красной краской;
3 – поверхность покрытая черной краской или изготавливаемая из плексигласа 1 мм;
4 – фюзеляж плоского сечения из хорошо просушенной сосновой планки 10 мм;
5 – колено передней ноги шасси;
6 – обойма крепления передней ноги шасси из алюминия;
7 – передняя нога шасси из стальной проволоки 2,5 мм;
8 – колесо 40 мм;
9 – красная полоса на фюзеляже;
10 – покрытие из краски белого цвета;
11 – воздушный винт;
12 – микродвигатель 2,5 см³;
13 – бачок для горючего емкостью не менее 100 г;
14 – моторная рама;
15 – колесо главного шасси 40 мм;
16 – нога главного шасси;
17 – передняя кромка из сосновой рейки;
18 – верхний и нижний лонжероны крыла из реек 6,5 мм;
19 – покрытие из шелка;
20 – распорка концевого обтекателя крыла из фанеры 3 мм;
21 – тяги управления из стальной проволоки 0,5 мм;
22 – алюминиевая трубка для тяг управления 1,5 мм;
23 – концевой обтекатель, выклеенный из фанеры 1,5 мм или вырезанный из куска пенопласта;
24 – нервюра из фанеры 1,5 мм;
25 – задняя кромка треугольного сечения из сосновой рейки 6х20 мм;
26 – моторная гондола;
27 – хвостовой костыль из проволоки 0,8 мм;
28 – матерчатые петли руля высоты;
29 – стабилизатор и киль из сосновой планки 2 мм;
30 – кабанчик руля высоты;
31 – красная полоса;
32 – руль поворота из планки 10 мм;
33 – черная полоска;
34 – рулевая тяга из проволоки 1,5 мм;
35 – покрытие центроплана из фанеры 1 мм;
36 – рычаг управления рулем высоты из дюраля;
37 – фанерная планка, к которой крепится механизм рычага управления.
Моторная гондола:
1 – закругленная задняя кромка гондолы;
2 – сосновая планка 10 мм;
3 – наклейка из фанеры 1,5 мм;
4 – бачок для горючего;
5 – вырез для крыла;
6 – закругленная кромка;
7 – моторная рама из фанеры 6,5 мм.
Центральная часть фюзеляжа:
1 – закругленная верхняя часть фюзеляжа;
2 – сосновая планка 10 мм;
3 – вырез для крыла;
4 – болты 2,5 мм;
5 – шасси из проволоки 2,5 мм;
6 – алюминиевая накладка – зажим шасси.
Моторная гондола:
1 – нервюра из фанеры 1,5 мм;
2 – центроплан с покрытием из фанеры 1 мм;
3 – рычаг управления из алюминия;
4 – центральный выступ рычага управления, к которому крепится рулевая тяга;
5 – место крепления крыла к фюзеляжу (центр крыла);
6 – места крепления моторных гондол к крылу;
7 – лонжероны квадратного сечения 6,5 мм;
8 – передняя кромка крыла из рейки 8 мм;
9 – брусок усиления места прикрепления конца лонжеронов у концевой нервюры;
10 – распорка концевого обтекателя крыла;
11 – тяга рулевого управления из проволоки 0,7 мм;
12 – нервюра из фанеры 2 мм;
13 – отверстия в нервюре;
14 – место изгиба передней ноги;
15 – проволока 2,5 мм;
16 – руль высоты из фанеры 2 мм;
17 – место крепления рулевого кабанчика;
18 – петля из материи;
19 – моторная рама из фанеры 6,5-7 мм;
20 – место приклейки фанерной накладки усиления моторной гондолы;
21 – моторная гондола из сосновой планки 10 мм;
22 – сечение передней части фюзеляжа;
23 – фонарь из плексигласа 1 мм;
24 – профиль подмоторной рамы;
25 – мотор, установленный в перевернутом положении;
26 – рычаг управления в крыле;
27 – ось рычага управления;
28 – алюминиевая накладка – зажим шасси;
29 – тормозной крюк длиной 125 мм из проволоки 1,5 мм;
30 – задняя часть моторной гондолы;
31 – рулевая тяга из проволоки 1,5 мм;
32 – фюзеляж из сосновой планки 10 мм;
33 – заостренная нижняя часть фюзеляжа;
34 – костыль из проволоки 0,8 мм;
35 – кабанчик руля.
© Л. Василевский
Рисунки © Б. Дашкова
Источники:
1. Л. Василевский – Кордовая модель двухмоторного самолета, журнал «Юный техник» №1 за 1957 год