Часть 2
Всего существует две стратегии:
1.Заставлять
2.Заинтересовать
Результаты применения этих двух разных стратегий приведут к совершенно разным воспитательным эффектам. Если всё время ребёнка заставлять, то скорее всего он или "сломается" и вырастет с такой "рабски-покорной" психологией, или будет "бунтовать" и вырастет таким "садистом" - его "мучали", он не сломался, и теперь будет "мучать" в ответ...
Вроде понятно, что лучше - заинтересовать, чтобы ребёнок научился самоорганизовываться, преодолевать свою лень и нежелание заниматься скучным и неинтересным делом - уроками, когда вокруг столько всего интересного - и игры, и ролики в интернете, и прочее... В результате такого подхода ребёнок с большой степенью вероятности вырастет самостоятельным, активным, способным к достижению поставленных целей человеком.
Теперь, как в том анекдоте про мышку, которую все обижали, и которой мудрый филин посоветовал стать ёжиком, главный вопрос - а как? :)
В результате совместной работы над этой темой с дфн, профессором В.И.Разумовым, вот такие получили результаты:
1. Инициация пятиклассника из "малыша" в "самостоятельного школьника" должна быть телеологична. То есть у пятиклассника должна быть цель, а зачем ему менять статус малыша, ведь он весьма удобный и комфортный? В первобытных племенах инициация мальчика в мужчину предполагала, что после получения нового статуса он сможет получить новые возможности: собственное жилье, доступ к невестам, участие в мужской охоте и получение части добычи и тп. А если просто сказать пятикласснику: ты теперь уже большой, теперь ты должен сам организовывать свою учебу = как то это и не инициация во взрослого, и ценности никакой интересной ребенку не дает.
2. Саму инициацию и дальнейшее сохранение статуса должен проводить не родитель и не классный учитель, так как здесь уже закреплены отношения "Родитель - Ребенок" (по Берну); инициацию должен проводить некий "Авторитет" (Ментор, тренер, "гуру", "старший") - который вступает в отношения "Взрослый - Взрослый" с инициируемым.
3. Очень важный момент - самостоятельность принятия решения. Ребенка нельзя "заставить" стать взрослым - он должен этого желать, хотеть, чтобы получить доступ к благам нового статуса. Для этого перед инициацией полезно провести мероприятие/серию мероприятий для ребёнка с целью заинтересовать, донести информацию о благах нового статуса и сформировать желание их получить.
4. Саму инициацию полезно проводить с помощью "сакрального Ритуала" - запоминающегося действия в форме квеста, где ребенок преодолевает серию достаточно трудных для него испытаний, чтобы получить новый статус, ценить его и желать его сохранить.
5. В ходе "Ритуала" ребёнок произносить текст "зарока, обета" = простое и понятное описание максим поведения в статусе "самостоятельного школьника"; "цены", которую за это нужно будет заплатить (например, "когда мне будет лень или неохота начинать делать уроки = я смогу себе приказать встать и в течение 1 минуты начать делать домашнее задание" и тп), а также "социальных благ", которые "самостоятельный школьник" получает в новом статусе - о них подробнее напишу дальше.
6. Ребенок получает и вешает себе на стену "Сакральный предмет" = например, текст "обета самостоятельного школьника" в крутой рамке на крутой бумаге или еще что-то.
Теперь сделаем небольшой перерыв и поговорим о времени.
Дорогой читатель, время объективно или субъективно? Вроде как объективно - все часы на Земле идут одинаково, секунда всегда секунда, час всегда час и тп. Для техники - да.
А вот для живого человека - время очень субъективно. И если взрослый человек в состоянии четко разделять "прошлое", "настоящее" и "будущее", и сознательно инвестировать усилия в настоящем для достижения результата в будущем (не потому что взрослый такой умный, а просто потому, что у взрослого уже сформировалась психологическая возможность жить в "протяженном времени") - то ребёнок живёт "здесь и сейчас".
То есть когда ребёнку говорят "надо хорошо учиться, чтобы потом быть умным" - он слышит примерно следующее "надо сейчас заниматься чем-то неинтересным и напряжным, бу бу бу бу бу бу бу" = то есть всё что он слышит, это "иди и занимайся сейчас чем-то неинтересным и напряжным".
Потому что сейчас у ребёнка такое восприятие жизни и времени - всё происходит здесь и сейчас.
Чтобы было ещё понятнее, вот такой ещё пример для уважаемых взрослых. Не очень приятный... Во всех традиционных религиях Учитель говорит: не грешите, живите нравственно, чтобы после смерти попасть к Богу, в рай. И что, сильно на вас (на нас) это действует? Да не особо, живём как те дети несознательные... Просто у нас как у взрослых уже хватает способности прогнозировать "жизнь при земной жизни" - а шире мы, как правило, мыслить не способны.
Так вот, а детки не в состоянии пока даже мыслить в рамках четверти, учебного года и тп.
Какой из этого вывод? Очень простой. Если ребёнок что-то делает "здесь и сейчас", то и награду, и "наказание" он должен получать "здесь и сейчас" - в его картине мира это понятно и справедливо.
7. В качестве "награды и наказаний" за соблюдение "правил самостоятельного школьника" полезно использовать ценные для современного пятиклассника стимулы:
- групповые компьютерные игры
- групповой просмотр и обсуждение "видосов"
- групповые игры-турниры (шашки, шахматы, карты, интеллектуальные викторины и тп)
8. Инфраструктура получение "наград и наказаний" должна быть сетевой - это позволяет в современном мире работать практически с любым ребенком. У ребенка есть смартфон/компьютер, он после выполнения ежедневных "обязанностей самостоятельного школьника" получает доступ к ежедневному групповому занятию - игре в составе группы, просмотру и обсуждению в составе группы и тп, с участием и с помогающей ролью Ментора. Если он нарушил что-то из "правил самостоятельного школьника" - Ментор организует коллективное обсуждение ситуации с группой, не с целью критики, а с целью помощи и поддержки товарища в сложившейся ситуации. Но делается это за счет "отъедания" общего времени игры.
В общем, системное решение задачи "как приучить пятиклассника делать уроки" выглядит следующим образом: создание системы "Ментор" = приложения на смартфоне для организации групп "самостоятельных школьников", с целью воспитания заинтересованных в достижении целей людей, с участием взрослых-модераторов таких групп. Такими модераторами могут быть как специалисты школ (но не классные учителя, там другие отношения), так и сторонние для школы педагоги, выполняющие в таком случае роль "менторов" для детей из высших классов в дореволюционной России.