Я привёл к вам ребёнка сытым и здоровым. Верните мне его умным.
Как вам такое изречение?
Если представить себе, что воспитание ребёнка это конвейер, то немедленно вспоминается бессмертное "Кто сшил костюм?" Аркадия Райкина, 1974г.
— Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.
Выходит сто человек и говорят. — Мы! У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один - проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?
— Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! Кто сшил костюм? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?
Их – сто, а я – один. И все стоят, как пуговицы: насмерть.
Так и живём...
Так кто сшил костюм? Кто вырастил и воспитал этого человека?
Конечно, вся ответственность на родителях. А фактически, тех кто приложил руку к этому процессу – сотни:
- родственники;
- воспитатели;
- учителя;
- врачи;
- дефектологи, логопеды, психологи;
- множество окружающих людей.
А ответственность за конечный результат на родителях.
На людях, которые в большинстве своём вообще не понимают, куда попали, что надо делать, и могут использовать только тот опыт, который когда-то получили от своих взрослых.
Как это всё разруливать?
Упрекать родителей в том, что у них не хватает энергии и умений на то, чтобы помочь своему ребёнку в развитии и реабилитации - так же бесчеловечно, как упрекать слепого или глухого в том, что он не видит или не слышит. Или удивляться тому, что житель мегаполиса не может сам построить дом.
На самом деле, больше всего родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, чтобы те рекомендовали им как расставить приоритеты, обучили родителей, помогли им разобраться с самым наболевшим проблемным поведением ребёнка, дали понять, что на этом пути родители не одни.
Но я не знаю как эту работу можно провести, когда занятия с ребёнком проходят за закрытыми дверями, а родителям достаётся лишь сухая рекомендация по его завершению.
Как можно убедиться в том, что родители всё правильно поняли, а главное, правильно реализовывают, если не получить от них обратную связь и не поддержать их на этом пути.
И при этом надо понимать, что меньше всего родители хотят, чтобы какой-то там специалист внедрялся в их личное пространство и семейный уклад.
Что же делать?
Обращение к родителям
Берите инициативу в свои руки. Вы заинтересованные лица.
В случае решения поведенческих проблем ваша задача не просто вверить ребёнка в руки педагога/специалиста, но ещё и самому научиться взаимодействовать с ребёнком — это вот прям задача № 1.
Если вы увидели, что какой-то специалист смог наладить с вашим ребёнком контакт и теперь тот бежит к нему на занятия с радостью, то присмотритесь, что из того, чем он так покорил вашего ребёнка, вы могли бы применить и дома.
Какие слова и фразы он использует, общаясь с ребёнком. Как он это делает.
Если же от общения со специалистом/педагогом один негатив, то не ждите.
Не ждите, что со временем как-то наладится. Попробуйте найти другое окружение для ребёнка. Это не всегда так сложно, как кажется. Но это важно.
Ищите тех, "об кого" вы сможете учиться сами.
-------------
Я знаю, что необходимость поддержки родителей не входит в цели работы педагогов и специалистов. Знаю. Но кто-то же должен начать...?
А что если педагоги сами не знают, что делать с ребёнком?
Об этом в статье: