Найти в Дзене
Такое поведение

Аутизм. Обращение к педагогам

Оглавление

Был в моей жизни период, когда я понимала, что впереди 1 сентября, а меня это не касается - ура!

Теперь, благодаря сыну, опять возвращаюсь к прошлым волнительным ощущениям от этой даты.

Педагог - самый важный человек

Основные виды помощи для взрослых и детей с РАС являются психолого-педагогическими.

Об этом написано в соответствующих клинических рекомендациях:

https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1

Родителям нужны специалисты
Родителям нужны специалисты

Логично предположить, что получая психологическое или педагогическое образование, будущий специалист как минимум должен быть ознакомлен с тем, какие методы имеют доказанную наукой эффективность при абилитации людей с расстройствами аутистического спектра, а какие не должны применяться, если вред от них также считается доказанным.

Ожидания и реальность

25 мая 2022 года Аutismjournal - Научно-популярный журнал для всех, кто связан с темой аутизма в жизни или профессии, основанный благотворительным фондом "Выход", опубликовал аналитический разбор "Методы помощи детям с аутизмом в программах российских вузов".

Вывод, к которому пришли авторы в результате разбора структуры учебных планов по направлению "дефектология":

"Роль психолого-педагогических методов в терапии расстройств аутистического спектра исключительно высока, а уровень осведомленности выпускников российских вузов, выбравших дефектологические специальности, о методах вмешательств с доказанной эффективностью — низок".

Диаграммку даже составили:

Из восьми программ подготовки специалистов-дефектологов ни одна не предполагает изучение научно-обоснованных методов психолого-педагогической коррекции, включая специализированные программы подготовки специалистов по работе с РАС. Источник: https://autismjournal.help
Из восьми программ подготовки специалистов-дефектологов ни одна не предполагает изучение научно-обоснованных методов психолого-педагогической коррекции, включая специализированные программы подготовки специалистов по работе с РАС. Источник: https://autismjournal.help

Кто захочет детально ознакомиться с этим трудом - пожалуйста, вот ссылка:

Методы помощи детям с аутизмом в программах российских вузов • Аутизм — это

Немного истории и что я об этом думаю

Судя по итогам вышеуказанного разбора, за последние два года ситуация в системе российского профильного высшего образования существенно не изменилась.

В 2020 году на одной из встреч, с участием нашего регионального министра образования, я поднимала вопрос о необходимости включения в программу обучения будущих педагогов основ прикладного анализа поведения (АВА).

Как по мне, прикладной анализ поведения надо бы включать в школьную программу, но хотя бы так.

Я понимаю, что государственная машина это очень крупный аппарат, изменения в котором происходят очень небыстро, что само по себе может быть и неплохо.

На тот момент мы договорились, что сможем обучить будущий педагогический состав классов для детей с РАС основам АВА в дистанционном формате за счёт бюджетных средств.

Что и было сделано.

Дальше случилось то, что столкнувшись вживую с детьми и их индивидуальными заморочками, педагоги не смогли применить теорию к конкретным детям.

И это абсолютно нормально.

Потому что учебник по технологии приготовления пищи и книга с рецептами блюд это не одно и то же.

Чтобы эффективно применять знания из области АВА необходима постоянная поддержка профессионального сообщества: практика наставничества, конференций, тренингов и т.п.

А вот ложные ощущения своей компетентности после окончания курсов - могут появиться запросто.

Обращение к педагогам

Если вдруг случится так, что мой текст увидит действующий или будущий специалист из области коррекционной педагогики, то вот, что мне хотелось бы сказать:

Обращение к учителю
Обращение к учителю

Уважаемый учитель!

Вы ключевой человек в нашей жизни и судьбоносный в жизни ребёнка.

Упрекать родителей в том, что у них не хватает энергии и умений на то, чтобы помочь своему ребёнку в развитии и реабилитации - так же бесчеловечно, как упрекать слепого или глухого в том, что он не видит или не слышит. Или удивляться тому, что житель мегаполиса не может сам построить дом.

На самом деле, больше всего родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, чтобы те рекомендовали им как расставить приоритеты в коррекционной работе, обучили родителей, помогли им разобраться с самым наболевшим проблемным поведением ребёнка, дали понять, что на этом пути родители не одни.

Для этого полезно осознать, что как и родители, педагоги тоже могут чего-то не уметь.

Не уметь просто потому, что их этому не учили.

Это нормально. Мир меняется быстрее, чем образовательные программы.

Если Вам интересно осваивать новые навыки в этой сфере, то, к сожалению, на данный момент искать способ как это сделать и последующую профессиональную поддержку придётся самостоятельно или совместно с родителями. Зато благодарность за оказанную Вами в последствии помощь будет бесконечной 💖

Если не интересно, то скажите об этом честно своему руководству или родителям (если Вы работаете частным образом). Есть множество других детей, которые ждут Вашей помощи. Только не обвиняйте родителей в том, что у них такой ребёнок. Пожалуйста 🙏

#аутизм #коррекционнаяпедагогика #прикладнойанализповедения #обучениедетей #аутизмишкола #профессиональнаяпереподготовка