Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Я стою на распутье»

(«Бесприданница»)

Вот уж чего никак не ожидала, начиная писать о «Бесприданнице», так это дискуссии, которая развернулась между комментаторами из-за путей, по которым могла пойти Лариса.

И поскольку эта дискуссия очень активна, а некоторые участники её начинают судить о героине драмы с позиций уже нашего времени, и решила я сделать небольшое отступление.

Слова другого классика «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти», думается, всецело могут быть применены и в ситуации с Ларисой.

Конечно, я полностью на стороне тех, кто пишет: «А мне хотелось бы, чтобы Лариса осталась жива». Но вот варианты, которые следуют дальше… «Но почему бы ей не стать хозяйкой своей судьбы - она красива, хорошо поёт и, мне кажется, могла бы попробовать себя в качестве актрисы. Или уехать в Петербург, поступит там на какие-нибудь курсы, а потом на работу». Возможно ли было последовать этим советам?

Не говоря уже об очень немногочисленных вариантах «работы» (во времена Островского слово «работать» обозначало «делать что-либо своими руками» - «Работай что-нибудь без меня!» - скажет Тихон; обычно говорили «служба») для женщин, не говоря о необходимости и одновременно невозможности для неё дальней поездки (курсы были в Москве, Петербурге и Казани, причём в пору работы Островского над драмой они только-только открывались), считаю нелишним напомнить, что для поступления на курсы требовалось, во-первых, какое-то предварительное образование (а я очень сомневаюсь, что Огудалова об обучении дочерей заботилась: ведь её задачей было воспитать не «синего чулка», а «чаровницу», тот самый «дорогой бриллиант», за право «оправить» который будут ломаться копья), а во-вторых, согласие родителей. Вот тут уж точно можно не сомневаться, что его Лариса никак не получила бы. Был ещё выход, достаточно хорошо известный. Напомню, что и литературная Вера Павловна Розальская, и вполне реальная Софья Васильевна Ковалевская, чтобы вырваться из-под родительской опеки, вступили в фиктивный брак. Но для этого нужно было прежде всего найти подходящего человека, готового пожертвовать собой – а был ли такой в Бряхимове? Я уже не говорю о том, какие драмы подчас за этими браками скрывались (хочу ещё напомнить не очень известный, но, по-моему, очень милый фильм «Нас венчали не в церкви» - всё о том же).

Да и стремилась ли Лариса к образованию, общественной деятельности, которая подчас неизбежно за ним следовала? Об этом в пьесе нет ни одного слова, да и смешно, думаю, ожидать подобного от провинциальной барышни.

«Наперёд надо действовать, надо чем-то интересоваться, стремиться - именно этого была лишена Лариса», - написали в комментариях. И я согласна, что Лариса думала вовсе не о своём месте в большой жизни…

Другой вариант - «попробовать себя в качестве актрисы». На первый взгляд, он кажется более реальным, хотя многие сразу указали на необходимость и в этом случае иметь влиятельного покровителя. И тут же последовал ответ: «В актрисы пошла Комиссаржевская, Стрепетова, Савина, Ермолова, Книппер и другие достойные женщины, и не были они содержанками, а многие удачно вышли замуж. Тут от характера зависит». Вот на этом хочу остановиться поподробнее. Нет, я вовсе не собираюсь искать что-то предосудительное в личной жизни этих женщин. Просто хочу напомнить, что из перечисленных только О.Л.Книппер сделала какой-то решительный выбор в пользу актёрства (да и жила она позднее Ларисы). Все остальные (без спора, легенды русской сцены), по существу, не могли выбрать другого пути. Судите сами.

М.Г.Савина – дочь провинциальных актёров Подраменцовых (по сцене — Стремляновых), выступала на сцене с 8 лет.

П.А. Стрепетова младенцем была подкинута на крыльцо дома театрального парикмахера А.Г.Стрепетова, воспитавшего её совместно с женой-актрисой. Удивительно ли, что и девочка с детства решила пойти на сцену?

В.Ф.Комиссаржевская - дочь артиста оперы и музыкального педагога Ф.П.Комиссаржевского. Кстати, на сцену пришла довольно поздно, успев до этого пережить трагедию неудачного замужества (сейчас это обсуждать не будем).

М.Н.Ермолова - дочь суфлёра Малого театра и внучка «гардеробмейстера», её путь тоже был «обозначен» с детства….

Слева направо: М.Н.Ермолова, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская
Слева направо: М.Н.Ермолова, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, В.Ф.Комиссаржевская

Если мы обратимся к пьесам Островского, который с актёрским миром был очень близок и посвятил ему немало строк, то увидим, без сомнения, талантливую актрису Сашеньку Негину в «Талантах и поклонниках», про которую мать расскажет: «Она ещё маленькая была, так, бывало, не вытащить её из театра; стоит за кулисами, вся трясётся. Муж-то мой, отец-то её, был музыкант, на флейте играл; так, бывало, как он в театр, так и она за ним. Прижмётся к кулисе, да и стоит не дышит». Вновь та же история, не случайно Нароков скажет: «Ей только на сцене и место». Помнит ли кто-нибудь экранизацию 1973 года, где режиссёр ввёл пролог, в котором блистательная гастролёрша (в исполнении чудесной А.Шенгелая), только что сыгравшая как раз Ларису, благословляет маленькую Сашеньку на трудный путь?

Кадр из фильма «Таланты и поклонники»
Кадр из фильма «Таланты и поклонники»

Но ведь и Негина не выдерживает и переходит под покровительство Великатова… Больше об этой пьесе писать не буду сейчас: надеюсь ещё к ней вернуться.

Особняком стоит, конечно, Елена Ивановна Кручинина в «Без вины виноватых», которая расскажет о себе: «Я с бабушкой много странствовала, жила и за границей, и довольно долго; потом бабушка умерла и оставила мне значительную часть наследства. Я стала довольно богата и совершенно независима, но от тоски не знала, куда деться. Подумала, подумала и пошла в актрисы». Ей не нужно заботиться о хлебе насущном (кое-кто и понять не может: «А коли у ней деньги, так зачем она в актрисы пошла, зачем рыщет по России, у нас хлеб отбивает?»)

Другие же актрисы (Коринкина в «Без вины виноватых», Смельская в «Талантах и поклонниках»), говоря языком того времени, попросту «каботинки».

Да и есть ли у Ларисы актёрский талант? Ведь хорошо петь романсы под гитару ещё отнюдь не значит быть талантливой актрисой. Какая жизнь могла бы её ждать? Мне кажется, справедливо один из моих комментаторов упомянул «девиц Погорельских» из «Господ Головлёвых» М.Е.Салтыкова-Щедрина – вполне вероятный вариант судьбы…

Или вспомним чеховскую Нину Заречную, пришедшую к мужественному, но очень горькому выводу: «В нашем деле — всё равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй».

Да и не думаю, что Лариса мечтает о сцене. По-моему, она могла бы сказать словами ещё одной героини Островского: «Чувство… оно мне дома нужно».

«Я стою на распутье», - скажет она в какой-то момент, но относится это, на мой взгляд, отнюдь не к выбору жизненного пути вне семейной жизни. Скорее всего, она даже не задумывается о возможности такой жизни. И именно потому, что «некуда идти».

Кто-то из читателей написал о Ларисе: «Пределом её мечтаний была "красивая жизнь"». Ой ли? «Красивую жизнь» она легко нашла бы, поступив «под крылышко» Кнурова (ведь скажет в какой-то момент: «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты»). Но наедине с собой признает: «Роскошь, блеск... нет, нет... я далека от суеты...» Истинные мечты поверит она Карандышеву (а ведь лицемерие к числу пороков Ларисы никак не относится): «Меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Она хочет любви: «Поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской!»

Но как раз любви она «искала и не нашла»…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь