Это название – тайм-менеджмент для себя – не случайно. С одной стороны, тема тайм-менеджмента очень актуальна и активно предлагается консультантами и бизнес-тренерами, и спрос на эту компетенцию со стороны организаций тоже достаточно высок, но, исходя из своего опыта тренингов по тайм-менеджменту замечу, что большинство работников считают эту компетенцию важной только для руководителей и менеджеров, а для обычных исполнителей, на их взгляд, это лишнее.
В связи с этим я хочу здесь акцентировать внимание на том, что тайм-менеджмент важен не только для руководителей, он важен для любого человека как один из инструментов достижения целей, которые есть у всякого человека, если он стремится чего-то достичь в своей жизни или, как минимум, вести не «растительный», а активный, или даже, проактивный образ жизни.
К сегодняшнему дню в мире написано очень много книг по тайм-менеджменту и большая часть из них представляет тайм-менеджмент как инструмент управления своим временем, однако точнее эту компетенцию следует рассматривать как управление человека самим собой во времени. В связи с таким расширенным пониманием таймменеджмент сегодня представляет собой синтез философии, психологии, нейро-лингвистического программирования, коучинга и собственно тайм-менеджмента в его узком понимании. Такое расширенное понимание тайм-менеджмента мы называем системным тайм-менеджментом.
Чтобы лучше понять в чем здесь суть, напомню вам иерархию логических уровней Р. Дилтса, согласно которой поведение человека определяется снизу вверх следующими диспозициями: окружение, поведение, способности, убеждения и ценности, самоидентификация, миссия, в которых поведение детерминируется сверху вниз. Тайм-менеджмент в узком понимании помогает регулировать поведение на первых двух уровнях, а для более эффективного управления на остальных уровнях уже требуется поддержка более высоких уровней и более глубоких технологий и наук. Вы можете меня спросить, дескать, зачем это расширение понятия, если нас интересует только тайм-менеджмент в узком понимании? Дело в том, что без такого расширения тайм-менеджмент не работает. Может быть вам приходилось строить планы, которые не реализовывались или строить мечты, которые не сбывались? Такое зачастую случается потому, что эти планы и мечты были на вашими или не были согласованы на всех указанных уровнях. Например, человек хочет заработать много денег, но он даже не сможет придумать как это можно сделать, если у него есть убеждение, что это возможно только обманом, а в ценностях запечатлено, что обманывать нельзя, или же у него самоидентификация неудачника, или он даже не имеет представления о том, что такое личная миссия.
В связи с этим сегодня тренинг по тайм-менеджменту мы начинаем не с изучения того, что такое хроносы или кайросы, а с понимания того, как человек формулирует свою миссию, какую ценность он хочет привнести в этот мир. Следует отметить, что далеко не каждый человек об этом задумывается. На наш взгляд, философская позиция этого вопроса хорошо представлена в книге С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». В дальнейшей проработке каждая позиция оценивается на предмет того, как она помогает или мешает человеку реализовать его миссию.
После формулировки миссии мы обычно проводим анализ самоидентификации при помощи методики М. Куна и Т. Мак-Партленда «Кто я?», в которой человеку предлагается ответить на этот вопрос 20 раз, однако практика показывает, что наиболее полезные результаты получаются после 30-40 ответов.
Следующим этапом работы обычно является применение одного из самых распространенных коучинговых инструментов, а именно построение «Колеса жизненного баланса», в котором в качестве сегментов выступают ценности человека. Есть разные виды таких колес, одним из наиболее часто использующихся вариантов является восьми сегментное колесо с ценностями: здоровье, семья, окружение (друзья), карьера (бизнес), финансы, духовность и творчество, личностный рост, яркость жизни. В результате этой техники выявляется, какие ценности и сферы жизни у человека наименее реализованы и затем по отношению к ним формулируются желаемые результаты. На наш взгляд, наиболее удачным инструментом для этого является набор критериев хорошо сформулированного результата (ХСР) из нейро-лингвистического программирования. Думается, что эта процедура не оставляет сомнений в том для кого нужен тайм-менеджмент, для организации или для самого человека.
После этого прорабатываются следующие уровни. В процессе инвентаризации способностей важно выяснить не столько, какие способности вообще у человека имеются, сколько имеются ли у него те, которые позволят достичь желаемых результатов, связанных с его миссией. Анализ поведения осуществляется с помощью фотографии типичной недели. Основной тезис этого подхода заключается в следующем - не важно, что человек говорит по поводу своих целей и принципов, важно, что он делает или не делает, и какие принципы и ценности при этом реализует. Анализ окружения это менее формализованная процедура, основной задачей которой является определение уровня удовлетворенности человека своим окружением, тем, что он для них делает, что им дает, и что они дают ему.
Как мы уже говорили, каждый уровень соотносится с миссией и может сам выступать в качестве источника целей.
И, собственно только после этого, начинается привычный нам тайм-менеджмент. Наиболее часто используемые здесь инструменты – это критерии постановки целей PURE, CLEAR, GROW, SMART, метод приоритезации Ч. Швабе, матрица Эйзенхауэра, Метод Альпы, АБС-анализ, работа в ежедневнике с хроносами и кайросами, делегирование, инвентаризация «пожирателей времени по Зайверту, а также отдельные приемы «съешь слона», «съешь лягушку», «сделай сейчас», «метод швейцарского сыра», метод ментальных карт, искусство говорить «нет».
После того, как человек сформирует пакет целей на ближайшие 3 или 5 лет и сверстает свой ежедневник на ближайший год мы выполняем серию техник из упомянутого нейро-лингвистического программирования. «Линия времени» проводится для того, чтобы человек синхронизировал свою миссию, цели и дела во времени. Для подключения дополнительных ресурсов к достижению намеченных результатов мы делаем встраивание «бессознательного навигатора по целям». Завершается наш тренинг техникой «Генератор нового поведения», в которой участники получают эмоциональную и поведенческую настройку на новую стратегию и тактику поведения.
Автор: Кошарный Александр Васильевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru