Многим знакома фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!» Впервые она прозвучала ровно сто лет назад, а вдвойне забавно то, что тогда же была продемонстрирована первая система звукового кинематографа с записью звука оптическим методом на кинопленку. Но поскольку мы тут говорим в первую очередь про домашнюю технику, то давайте ближе к дому.
Первым в мире коммерчески успешным видеомагнитофоном стал катушечный Ampex VRX-1000 образца 1956 года, но при цене на тот момент в 50 тысяч долларов он был доступен только для крупнейших телекомпаний. В 60-ые гг. появилось несколько более бюджетных потребительских моделей, а первым кассетным видеоформатом около полувека назад стал U-matic. Изначально он был рассчитан на домашний рынок, но в итоге использовался для телеиндустрии. Его разрешение составляло порядка 250 телевизионных линий, чего было более чем достаточно для телевизоров тех лет. Любопытно, что ключевой вклад, который U-matic внес в индустрию бытовой электроники — это... принятие частоты дискретизации в 44,1 кГц для грядущего компакт-диска! Дело в том, что на этих видеокассетах передавались цифровые мастер-ленты для печати CD, а дальше уже вопрос был исключительно математический, в каждую строчку помещалось по три отсчета сигнала, строчек в кадре было 490, кадров в секунде 30, итого умножаем 3х490х30 и получаем искомые 44100 Гц.
U-matic был далеко не единственным кассетным видеоформатом тех лет, достаточно вспомнить хотя бы Betamax и VCR. Все они отличались форм-фактором, но примерно соответствовали друг другу по качеству изображения и звука. Однако все они в итоге получили достаточно ограниченное распространение, тем более на фоне появившегося в середине 70-х гг. VHS (Video Home System). За последующие 40 лет, а последний видеомагнитофон этого формата был выпущен компанией Funai в июле 2016 года, VHS стал очевидно самым популярным в мире кассетным видеоформатом. Вдобавок к популярности, благодаря таким своим разновидностям, как S-VHS и D-VHS, на базе этого формата было возможным реализовать качество картинки на уровне 400 и даже 1080 линий. Но будущее видеоносителей все равно было очевидно дисковым.
Первыми ласточками стали CED (Capacitance Electronic Disc) и VHD (Video High Density) от RCA и JVC соответственно, в 1981 и 1983 гг, но гораздо большую популярность получил формат LaserDisc, выросший из менее успешного DiscoVision. Имея разрешение больше 400 линий, он вполне мог конкурировать с DVD, если бы не внушительный размер носителя. А поскольку примерно в это же время появился компакт-диск, то реализация видеоносителя в аналогичном форм-факторе была лишь вопросом времени, которое благополучно настало в 1996 году с приходом DVD (Digital Versatile Disc).
Судя по всему, DVD стал первым бытовым видеоформатом, разрешение которого полностью соответствовало телевещательному формату PAL, то есть составляло 576 активных линий. За последующие 10 лет он завоевал безоговорочное мировое признание, а у многих и до сих пор есть огромные DVD-коллекции, которыми они с удовольствием пользуются. Тем не менее, в 2006 году были представлены сразу два новых формата, на этот раз — с полноценным разрешением Full HD, то есть 1080 строк, это HD-DVD и Blu-ray. Между ними развернулась самая настоящая война, а производители видеопроигрывателей некоторое время даже выпускали универсальные двухформатные модели. Тем не менее, все мы знаем победителя в этой битве. По официальным данным, это стало возможным благодаря лояльности киностудий и решению Sony выпустить PS3 с BD-приводом, а по слухам — потому что сторону этого носителя занял в том числе и порноальянс.
Собственно говоря в 2016 году был представлен дисковый формат Ultra HD Blu-ray с разрешением 4К и с учетом вышеописанной нумерологии, ориентировочная дата появления следующего поколения — 2026 год, но фактически 8К уже существует, а вот будет ли он реализован, что называется в материале — большой вопрос. Что касается дальнейшего увеличения разрешения, то формально на сегодняшний день существуют и средства отображения и контент формата 16К, но при этом ни коммерческих образцов оборудования и видеоматериала, ни, что самое главное — практического смысла в реализации, не обосновано. Очевидно, что стоимость возрастет многократно, а среди пользователей до сих пор масса людей, которые не в состоянии отличить DVD от BD. Так что прогресс это конечно же прекрасно, но достижения ради достижений, без смысла в их практической реализации — достаточно сомнительная затея.