В Казахстане хотят принять так называемую информационную доктрину. Что это за документ и как он будет влиять на медиа-сферу страны, разбиралась редакция Orda.kz
Проект Указа президента «Об утверждении информационной доктрины» опубликовало Министерство информации и общественного развития РК на портале «Открытые НПА» 14 декабря.
В предисловии говорится, что геополитическая турбулентность и усиливающееся взаимное недоверие на международной политической арене заставляют по-новому смотреть на вопросы информационного взаимодействия. Становятся актуальными вопросы распространения достоверной информации, противодействия фейковой и манипулятивной информации, а также повышения доверия общества к средствам массовой информации.
«В этой связи перед Республикой Казахстан, как полноправным участником глобальной информационной экосистемы, стоит задача выработки четких информационно-коммуникационных императивов и ценностных ориентиров, отображающих суть национальных интересов страны в данной сфер», — написано в документе.
Информационная доктрина представляет систему взглядов и принципов развития отечественной информационной сферы, механизмов повышения ее открытости и конкурентоспособности. Доктрина будет определять идейно-ценностные установки, отвечающие интересам общества и способствующие дальнейшему развитию государства.
Доктрина должна стать основополагающим документом при формировании государственной политики в информационно-коммуникационной сфере и развитии общественных отношений.
Ключевыми направлениями станут обеспечение информационной безопасности и своевременное реагирование на внешние вызовы и риски.
В документе отмечается, что за последние годы традиционные СМИ потеряли часть аудитории, которая теперь предпочитает получать информацию из социальных сетей и рассылок в мессенджерах. В связи с этим журналистам нужно осваивать новые навыки для удержания зрительского внимания.
«На фоне быстроразвивающихся технологий необходимо подчеркнуть фактор конвергентности. С развитием мессенджеров, появлением феномена блогерства претерпели трансформацию классическое понятие традиционной журналистики и методы информирования аудитории. Аудитория фокусирует внимание на событиях, происходящих «здесь и сейчас». Изменение привычек медиапотребления требует от журналистов новых навыков для оперативного и объективного информирования общественности и удержания своей аудитории», — говорится в доктрине.
Разработчики из МИОР отмечают у потребителей контента снижение уровня критического мышления и способности к анализу. Это приводит к росту дезинформации и манипуляций общественным мнением. Аудитория потребляет кликбейтные заголовки.
Особенности развития информационного пространства РК
В стране работают более пяти тысяч средств массовой информации. В документе приводится небольшая статистика по СМИ разных форматов.
Печатные СМИ. На сегодняшний день для свыше 9% граждан печатные издания до сих пор остаются основным источником информации. Переход широкой аудитории на альтернативные каналы коммуникации свидетельствует о неуклонном снижении интереса к печатным изданиям. Низкая оперативность, удорожание стоимости типографских услуг, газетной бумаги усугубляют положение газет.
Телевидение и радио. Схожая ситуация прослеживается и в телерадиоиндустрии. Тем не менее, отечественные теле- и радиостанции показывают, что могут конкурировать с зарубежными медиа-гигантами. При этом заметна положительная динамика роста контента на государственном языке, и в среднесрочной перспективе этот тренд будет только усиливаться, учитывая интерес соответствующей телеаудитории ко всем жанрам телевизионных передач (прежде всего развлекательным и информационно-аналитическим).
Кроме того, с активным распространением Интернета, необходимо развивать Интернет-телевидение, как доступную и новую альтернативу. Региональное телевидение по прежнему почти никому не интересно.
Интернет-СМИ. Все так же остается актуальным вопрос производства качественного контента на государственном языке.
Часто не хватает профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики.
«В Казахстане интернет-СМИ стали превалировать только в формате новостных лент. Следует развивать создание профильных новостных материалов, авторской и расследовательской журналистики», — говорится в доктрине.
В результате интернет-СМИ стали позиционироваться в основном в качестве новостных агрегаторов, что породило недоверие со стороны читателей, а также способствовало их миграции в социальные медиа.
Социальные сети. Благодаря развитию мобильного Интернета данный сегмент стал основным источником информации для почти половины населения, причем преимущественно молодежи. Как показали социологические исследования за 2021 год, 45,2% респондентов предпочитают получать информацию в социальных медиа.
«В целом, анализ развития информационного пространства Республики Казахстан показывает наличие некоторой уязвимости отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, которая негативным образом влияет на ценностно-идеологические установки граждан и несет угрозу внутриполитической стабильности», — отмечают разработчики доктрины.
Что будет делать МИОР?
В целях эффективного развития информационного пространства Казахстана необходимо принятие следующих нормативных изменений:
- совершенствование законодательства в области антимонопольной защиты информационного рынка, обеспечение свободной конкуренции среди СМИ и стимулирование развития конкурентоспособной среды;
- дальнейшая системная поддержка развития печатных изданий (газет и журналов). Меры поддержки будут осуществляться в отношении печатных изданий для производства и распространения печатной продукции, что предоставит возможность газетам и журналам Казахстана укрепить свое экономическое положение и сохранить свое место на медиарынке;
- введение новых понятий, связанных с развитием средств массовой коммуникации и социальных медиа. Реализация нововведений приведет к планомерному увеличению в коллективах СМИ числа специалистов по SMM-маркетингу, социологов, психологов, продюсеров и креаторов. В разрабатываемых соответствующих нормативных-правовых актах следует отметить правовое обеспечение их деятельности на основе принципа добровольности;
- системное решение вопросов по прохождению курсов повышения квалификации работников СМИ в целях освоения новых информационных трендов и цифровых технологий, а также развития отраслевой журналистики;
- разработка подходов к внедрению современных стандартов качества звука и изображения, кодирования и сжатия сигнала теле-радиоканалов в сфере телерадиовещания, а также формирование методов государственной поддержки;
- повышение прозрачности и подотчетности, а также эффективности государственного информационного заказа посредством модернизации действующего механизма финансирования и предоставления поддержки новым субъектам СМИ (социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы и другие) через реализацию крупных разножанровых проектов;
- актуализация всех действующих программных документов в сфере информации, включая Концепцию «Киберщит Казахстана», а также законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О персональных данных и их защите», «О доступе к информации» и национальные технические стандарты.
Какие установки будут транслировать через медиа? Разбиралась Orda.kz: