Это выражение из Ветхого завета, и оно не всем бывает понятно. Эти слова произнес Бог в адрес дьявола:
Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).
В самом начале творения все было прекрасно:
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31).
Первые люди, обитавшие в раю, блаженствовали. Святитель Афанасий великий писал, что до грехопадения Адама не было смерти, страха, печали, утомления и голода. Еще до сотворения людей в ангельском мире произошел «переворот». Ангел-хранитель Земли Денница восстал против Бога и с третьей частью ангелов (его подельники) был низвержен с Неба. Он стал дьяволом (клеветник), который до сих пор пытается разрушить отношения человека с Богом.
В раю произрастало множество деревьев. Первым людям было позволено есть плоды с любого дерева кроме древа познания добра и зла. За это им грозила смерть.
Дьявол воспользовался ситуацией, когда Ева была одна, и под образом змия обольстил ее, внушив, что она не умрет, а станет равной Богу и будет знать добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт 3:6).
И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3:6).
Первый грех лег сразу на обоих. Бог призывал Адама к покаянию:
Адам, где ты?
Адам не внял призыву. Вместо этого он свалил вину на Еву, соблазнившую его, и на самого Создателя, что Он дал ему такую помощницу:
Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3, 12).
А Ева, в свою очередь, возложила вину на змия. Не увидев покаяния, Бог проклял змия.
Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15)
Не обошлись без наказания и первые люди. Адаму было обещано работать в поте лица, добывая хлеб, а Еве - рожать в муках. И, не смотря на это, их жизнь стала ограничена временными рамками, а в конце их ждала смерть.
Исидор Пелусиот так толкует данное место Писания:
Семя жены - есть Господь наш, Иисус Христос.
Таким образом, еще на заре человечества Бог дал пророчество о Христе и Его искупительном подвиге, отнимающего у змия власть над человеком. Эту часть книги Бытия называют Первоевангелием, т.к. здесь впервые звучит благая весть о Спасителе.
«Жена» интерпретируется, как Дева, из чрева которой родится Искупитель. «Семя жены – сам Искупитель, змий – падший ангел. Обещание, данное Богом, исполнилось: Иисус, родившийся от пречистой Девы искупил своей крестной смертью первородный грех. Таким образом, Христос – потомок жены поразил «главу» змия и разрушил преграду, разделяющую Бога и человека. При этом Он и сам пострадал на кресте («ужалил Его в пяту»).
Апостол Павел называл Христа вторым Адамом. Адам ослушался Творца, и все люди после него по сей день продолжают подвергаться смерти, но Христос все изменил.
…послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8)
Апостол Павел, сопоставляя два события: поступок Адама и жертву Христа, замечает:
Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим 5:18–19).
В другом послании он пишет:
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор 15:22).
Жена Адама стала причиной всех бед, а мать Христа явилась орудием спасения.
Бог изгоняет первых людей из рая, но дает им надежду на спасение от тьмы. Господь утешает их и являет свою милость. Бог - любящий Отец и не желает гибели грешника. Христос смирился, снизойдя до грешного человека, и Своей крестной жертвой даровал нам возможность наследовать жизнь вечную, которая возможно только с Ним.