Найти тему
Mishootka Gamer

«Учись, нуб»: возможна ли элитарность в играх

И можно ли вообще играть «правильно» или «неправильно»

Быть "батей" в игре - нормальное желание. Но некоторые люди забывают, что при этом необязательно учить других "жить"
Быть "батей" в игре - нормальное желание. Но некоторые люди забывают, что при этом необязательно учить других "жить"

Наверное, многие помнят, как в детстве играли на какой-нибудь приставке с другом. И, если вдруг застревали на уровне, приятель начинал подзуживать: «Да дай пройду!». Или вы были по ту сторону баррикад, и точно знали, что уж у вас-то с прохождением этой игры никаких проблем не возникнет.

Время прошло, мы выросли, а игры стали куда более серьезными, чем раньше. И требовать они тоже начали больше – намного больше времени, погружения, изучения механик. Поэтому, хотя мы уже не дети, относимся мы к играм как к вполне серьезному хобби.

Однако где-то внутри так и сидит то самое ЧСВ, которое уверено, что «уж я то играю правильнее всех!». У кого-то меньше, у кого-то больше. А некоторые и вовсе ничего с этим поделать не могут и начинают «учить» всех остальных, как «жить» в играх. Считать себя некой элитой в том или ином игровом жанре.

Но возможна ли вообще такая «элитарность» в играх, и есть ли в ней хоть какой-то смысл? Давайте порассуждаем.

«Следуй правилам»

Для чего вообще существуют игры? В самой их основе – для развлечения, получения удовольствия от каких-то новых впечатлений. И, если следовать этой парадигме, то верной будет мысль: «Если тебе весело в игре – значит, ты все делаешь правильно». Иначе говоря, нельзя играть правильно или неправильно. Игра должна давать тебе возможность делать то, что тебе нравится, и так, как тебе нравится. Но это в чистой теории.

На практике же любая более-менее популярная игра обрастает неким набором придуманных коммьюнити правил.

«Этого босса надо бить так-то».
«На этом уровне обязательно нужен такой-то предмет».
«Лучший билд – вот этот. А вот тот – вообще неиграбелен».

Создаются такие правила вполне естественным путем – проб и ошибок многих геймеров. Все-таки ни одна игра не дает АБСОЛЮТНОЙ свободы действий. Все равно что-то лучше работает, чем другое. И проблема здесь в ином.

"Избранные" почти сразу появляются в любой новой игре. И уже хотя бы по этой причине играм нужно какое-то ПВП - чтобы было, где самоутвердиться за счет других игроков
"Избранные" почти сразу появляются в любой новой игре. И уже хотя бы по этой причине играм нужно какое-то ПВП - чтобы было, где самоутвердиться за счет других игроков

В какой-то момент те, кто освоил этот свод правил в совершенстве, начинают считать, что только они играют верно. Считать себя чем-то вроде элиты этой игры. Это приятное чувство, но в нем нет никакого смысла, если это знаешь только ты один. Поэтому «элита» ходит к стримерам, чтобы объяснять им, что они берут «не ту пушку» и «вообще не понимают игры». Хейтить новичков, которые не хотят следовать их заветам, и писать на форумах, что «это игра не для всех, а только для избранных».

Цель оправдывает средства

Причем не особо важно, про какую игру идет речь – соло или мультиплеерную. Хотя в мультиплеерных, конечно, в этой «элитарности» смысла на порядок больше. Все-таки там мы играем против других людей, появляется настоящий соревновательный дух, и любые стратегии, которые могут привести к победе, мы воспринимаем на «ура». А значит – и готовы поощрять ЧСВ людей, которые в этой игре чего-то действительно добились.

Условно говоря, принципиальная разница между Dark Souls и League of Legends заключается в том, что даже полный нуб Dark Souls рано или поздно пройдет. А вот добраться даже до платины в LoL получается не у всех. Поэтому всегда будет некая «элита» из грандмастера, требующая к себе особого отношения.

Впрочем, в соревновательных играх вариативность часто и вправду "хромает". Есть некая мета и четко обозначенные правила и механики, которые ты должен знать. Потому что, если ты их не знаешь - то будешь тянуть команду назад. Так что в этом смысле навязывание "правил игры" вполне оправдано.

Но, как уже было сказано выше, по факту все это лишь социальные условности. И на самом деле соревновательность присутствует практически в любой игре, где есть хотя бы какой-то челлендж. Отсюда и появляется эта привычка считать, кто с какого раза прошел босса в игре, презирать магов-казуалов и искать способы как-то выделиться на общем фоне.

В данном случае игроки просто глумятся над новым "хардкорным" режимом ruthless в Path of Exile. Но встречаются и ребята, которые говорят подобное на полном серьезе
В данном случае игроки просто глумятся над новым "хардкорным" режимом ruthless в Path of Exile. Но встречаются и ребята, которые говорят подобное на полном серьезе

Конкуренция – сама по себе естественная для человека вещь, и ничего плохого в ней нет. И в играх мы в каком-то смысле реализуем свою потребность конкурировать и побеждать других людей. В жизни у нас не каждый день случаются карьерные повышения, рост доходов и другие значимые успехи. А, победив в игре, можно ненадолго почувствовать ту самую радость превосходства.

Проблемы начинаются тогда и у тех, кто относится к играм СЛИШКОМ серьезно. Забывая, что на самом деле это просто развлечение.

Очень плох. Но по-своему

А, когда это ощущение, что ты в чем-то очень хорош, что ты «элита» в этой игре, падает на «благодатную почву», то рождаются токсики. Да, те самые ребята, которые самоутверждаются под любой нарезкой чужого геймплея, объясняя, что другой игрок вообще ВСЕ делает не так.

И, как мне кажется… относиться к этому серьезно просто невозможно. И не важно, говорим мы про соло-игру или мультиплеерный проект. Все эти «нагибаторы» в онлайн-играх, все эти «гит-гудовцы» в Dark Souls – выглядят одинаково нелепо и смешно. Поэтому что, просто напомню – мы тут говорим про развлечения.

Я могу понять блогеров, которые проходят сложные игры на танцевальных ковриках. Они делают это для увеличения аудитории, а значит – для собственного заработка. Но касательно всей остальной игровой «элиты», хочется напомнить – ребят, всем абсолютно все равно, с какого трая вы победили какого-то босса. Всем в общем-то все равно, до какого ранга вы дошли в мультиплеерной игре. По одной простой причине – это все про ВАШ игровой опыт. А людям в основном важен их собственный опыт, и это вполне нормально.

К чему я все это? К тому, что, на мой взгляд, любая «элитарность» в играх – смехотворна. Да, здорово ощущать, что ты хорош в игре – в конце концов, ради этого чувства мы и играем. Но не стоит забывать, что это… всего лишь игра. И сделана она не для одного конкретного человека, пусть и очень скиллового. Она сделана для того, чтобы множество людей получали удовольствие. Так, как они хотят это делать.

А что вы думаете на эту тему? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!